Грузинский пиар в отсутствие египетских пирамидСвой международный экономический имидж Грузия оценивает примерно в 7,8 млн. долларов. В эту сумму страна должна уложиться, чтобы сформировать себе новый образ и предстать перед мировым сообществом в лучшем свете. Министерство экономического развития Грузии уже приступило к работе над деталями нового проекта правительства, суть которого недавно разъяснил журналистам глава министерства Георгий Арвеладзе. По его словам, правительство проведет глобальную кампанию популяризации и рекламирования Грузии. Основная цель – привлечь иностранные инвестиции. "Рекламная кампания позволит освободить Грузию от старых стереотипов и представить ее новые экономические возможности потенциальным инвесторам", – сказал Арвеладзе. Какие именно стереотипы имел в виду министр, он не уточнил. По всей вероятности, о том, что Грузия в глазах остального мира – нестабильная страна с повышенными экономическими и политическими рисками. Однако, если судить по последним рейтингам, присвоенным Грузии международными экспертами, дела в экономической сфере "кое-как пошли". В индексе экономической свободы Heritage Foundation и The Wall Street Journal в 2007 году Грузия переместилась с 68-го (2006 г.) и 100-го (2005 г.) сразу на 35-е место. Независимые грузинские эксперты также согласны с тем, что после "революции роз" успехи в борьбе с коррупцией, прежде всего в налоговой и таможенной сферах, дали заметный импульс как темпам экономического роста, так и оздоровлению инвестиционного климата. Как результат – в грузинскую экономику начались активные капиталовливания. Только за прошлый год приток иностранных инвестиций достиг рекордной отметки – 1,12 млрд долларов (14,5 проц. ВВП). Не менее амбициозны планы у правительства и на этот год – увеличить прямые иностранные капиталовложения до 1,17 млрд (то есть уже до 21 проц. ВВП). Многие местные эксперты, а также значительная часть населения скептически относятся к иностранным рейтингам и бодрым рапортам правительства. Изнутри ситуация в стране видится совсем не так радужно, как извне. Но в принципе ничего не реального в планах Кабинета министров нет, если учесть, что после экономической блокады, объявленной Россией, Грузия активно ищет выход на мировые рынки и старается привлечь к себе как можно больше внимания потенциальных экономических партнеров. В разных странах регулярно проводятся экономические форумы Invest in Georgia. В конце марта в Париже Торгово-промышленная палата Грузии провела очередной такой форум и представила французским деловым кругам новый режим приватизации, возможности и сферы инвестирования в грузинскую экономику. Для всемирной рекламной кампании страны грузинское правительство выбрало наиболее авторитетные иностранные экономические издания – The Wall Street Journal, Economist, Financial Times, телеканалы CMBC и CNN. И, конечно же, интернет-порталы. По словам министра экономического развития Георгия Арвеладзе, будут созданы специальные сайты с полной информацией о Грузии, а на телеканалах появятся рекламные ролики, работа над которыми начнется в ближайшее время. Предполагается снять три 30-минутных фильма, рассказывающих о Грузии и ее экономическом потенциале. Своеобразной рекламной кампанией, по информации министра, должны стать и специальные мероприятия под эгидой Financial Times, Economist, Dow Jones, которые предполагается проводить в Лондоне, Нью-Йорке и Вене. Естественно, что столь серьезную акцию грузинская сторона собственными силами и собственными ресурсами вряд ли осилит, поэтому уже известно, что будут приглашены профессионалы. Популяризацией Грузии на мировом рынке займется известная рекламная компании "МС Саач" с представительствами в 19 странах. Она обслуживает правительства США, Великобритании, Новой Зеландии и Объединенных Арабских Эмиратов. Что получится из рекламной кампании Грузии и в какой степени она оправдает те миллионы, которые заплатит из собственного кармана налогоплательщик, – пока даже предсказывать трудно. Правительственные круги настроены оптимистично, оппозиционеры – скептически. Они называют новый проект очередной пиар-кампанией революционных властей. По мнению экономического эксперта, одного из лидеров партии "Национальный форум" Нико Орвелашвили, "этой рекламной кампанией грузинские власти выставят себя перед всем миром в смехотворном положении". "Я думаю, миру крупно повезло, что Миша Саакашвили не стал президентом Египта, иначе он выкрасил бы и пирамиды ради своего имиджа. Мир уже устал от саморекламы нашего президента. Саакашвили должен наконец понять, что у всего есть предел и чрезмерная реклама – это уже антиреклама. Нельзя так назойливо навязываться миру, тем более что особо Грузии рекламировать нечего. Страна фактически на грани развала, и нужно заниматься делом, а не голым пиаром", – сказал Нико Орвелашвили НРС. И еще. Орвелашвили советует правительству не принимать зарубежных инвесторов в Тбилиси в дождливую погоду, поскольку вид протекающего нового международного аэропорта может их отпугнуть... И все же, думаю, лишняя информация о небольшой стране, о существовании которой даже не весь мир знает, не помешает. Без международной помощи мало кому из развивающихся государств удавалось встать на ноги, тем более что факт остается фактом: реформы в Грузии пока не приносят желаемых результатов. По мнению эксперта Арчила Гегешидзе, в послереволюционные годы правительство утроило доходную часть госбюджета, повысив налоговые сборы и эффективность таможенных служб, сократив масштабы коррупции и активизировав приток иностранного капитала, но оптимальной экономической модели развития страны так и не нашло. Процесс экспериментов продолжается, и глобальная рекламная кампания экономического потенциала Грузии на международной арене – составная часть этих экспериментов. Одна проблема: в правительстве уже знают, в каких изданиях будет рекламироваться Грузия, но что именно рекламировать – еще не определились. В Министерстве экономического развития корреспонденту НРС сказали, что "работают в этом направлении".// Этери Какабадзе, "Новое русское слово"dn.kiev.ua |