23.04.2007

Тоннель в Америку. Сейчас 90% грузоперевозок в Азиатско-Тихоокеанском регионе осуществляются морем

Россию и Америку, возможно, через несколько лет свяжет транспортная магистраль. Ее общая длина составит около 6 тыс. километров, 102 из которых пройдут под Беринговым проливом. Идея этого грандиозного проекта существовала давно, но именно сейчас Минэкономразвития настроено очень позитивно. Если позитив окажется оправданным и проект будет реализован, Россия станет мировым транспортным центром.

Россию и Америку, возможно, через несколько лет свяжет транспортная магистраль. Ее общая длина составит около 6 тыс. километров, 102 из которых пройдут под Беринговым проливом. Такой глобальный проект представило российское министерство экономического развития.

«Новая магистраль позволит на две недели сократить сроки доставки грузов, а также значительно повысит надежность перевозок»

Речь идет о строительстве трансконтинентальной магистрали по маршруту Якутск – Магадан – Анадырь – Аляска, рассказал зампредседателя Совета по изучению производительных сил при Минэкономразвития Виктор Разбегин. Магистраль объединит в рамках единого транспортного коридора скоростную железную дорогу, автомагистраль, линии электропередач, газо- и нефтепроводы и оптоволоконные линии связи.

Сейчас 90% грузоперевозок в Азиатско-Тихоокеанском регионе осуществляются морем. Новая магистраль позволит на две недели сократить сроки доставки грузов, а также значительно повысит надежность перевозок. Создатели проекта, среди которых Минэкономразвития, РЖД и ГидроОГК, обещают, что, если все получится, Россия станет мировым транспортным центром.

Стоимость проекта оценивается в 55–67 млрд долларов. Согласно планам, срок строительства железной дороги может составить от 9 до 12 лет, предполагаемый срок окупаемости – от 13 до 15 лет. Проектный грузооборот магистрали оценивается в 70 млн тонн в год, передает «Интерфакс».

По предварительным подсчетам Мосгипротранса, строительство одной только железной дороги обойдется в 12–15 млрд долларов, тоннеля под проливом – в 10–12 млрд долларов, электроэнергетических мощностей – в 23–25 млрд долларов. Инвестиции в строительство тоннеля рассчитывались исходя из 120 млн долларов за километр. «Японцы предлагают строить в два раза дешевле», – сказал Виктор Разбегин, добавив, что осуществление проекта возможно на базе частно-государственного партнерства с использованием механизма концессии.

Помимо России, в строительстве трансконтинентальной магистрали заинтересованы США и Канада, поэтому средства на реализацию могут быть выделены и из бюджетов этих стран, пишет «Комсомольская правда». Впрочем, по словам представителя Минэкономразвития, в настоящий момент речь идет прежде всего о подробном исследовании самой возможности такого проекта, нюансы будут рассматриваться позже.

В 1998 году США, Россия и Канада были близки к подобной сделке, но от нее пришлось отказаться из-за падения рубля, пишет британская Daily Telegraph (перевод на сайте Inopressa). Вообще сама идея этого масштабного транспортного коридора существовала аж с XIX века. В 1890 году губернатор Колорадо Уильям Гилпин предлагал построить мост через Берингов пролив. Идея возродилась в 1940-х годах, но вновь была отложена в долгий ящик. В 1960-х об этом заговорили снова в рамках масштабного проекта, который включал в себя также строительство моста через Гибралтар, который соединил бы пять континентов.

Впрочем, такие фантазии воплощались в жизнь разве что в мыслях их авторов: Берингов пролив очень суров, это одно из самых негостеприимных мест на земле, пишет Daily Telegraph. Однако авторы нынешнего мегапроекта настроены очень оптимистично и считают, что сейчас возможности реализации такой масштабной задумки весьма высоки.

Виктория Александрова

Взгляд