Одним знаком меченные. Минсельхоз предлагает возродить очередной символ советского прошлого![]() Сам министр в эффективности своей идеи не сомневается. «Учреждение всероссийского Знака качества сможет защитить российских потребителей и производителей продуктов питания, – заявил Алексей Гордеев на пресс-конференции в Белгороде. – Брендовая политика – это очень важный инструмент защиты производителей, поэтому в условиях реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» хотелось бы вернуться к когда-то существовавшему единому Знаку качества». Поскольку времена изменились и российская экономика местами все же превратилась из командной в рыночную, встает вопрос о том, кто же этот знак будет присваивать и куда его ставить. Министр Гордеев подумал и об этом. По его словам, присвоение продукции почетного символа в настоящее время могут осуществлять отраслевые ассоциации производителей продуктов питания с участием союзов потребителей при условии общественного контроля. Сами упомянутые чиновником «отраслевые ассоциации производителей», в общем-то, не против участия в старой новой игре. Однако они высказывают опасения: не станет ли этот знак банальным объектом торговли, тем самым лишь повысив стоимость продукции для потребителя. «Вообще, не секрет, что сегодня очень многие производители в России, сокращая свои издержки, используют некачественное сырье», – рассказал руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Из такого сырья хорошего продукта, ясное дело, не получить. А если продукт качественный или даже «выдающийся», то на него можно было бы ставить некий знак, полагает специалист. Но при условии, что если качество вдруг снизится, символ у производителя отнимут. Он сообщил также «НИ», что его ассоциация с удовольствием бы приняла участие в выдаче этого знака. Однако и опасений у г-на Юшина достаточно. По его словам, необходимо сделать так, чтобы это знак нельзя было купить или, как это принято в нашей стране, получить «по дружбе». «В советское время вроде бы за этим строго следили, но в конце концов и тогда этот знак потерял всякий смысл», – вспоминает специалист. Возвращением советских времен и символов вроде бы нельзя напугать депутатов Госдумы. Однако и они на удивление скептично отнеслись к идее министра. «Знак качества, конечно, идея хорошая, но сегодня это все равно, что кормить анальгином человека при смерти, – сообщили «НИ» в комитете Госдумы по аграрным вопросам. – С качеством у нас проблемы потому, что в большинстве регионов от 70 до 90% продукции – это импорт, в том числе дешевые китайские полуфабрикаты. Вместо того чтобы думать о разного рода знаках, надо создавать условия для того, чтобы российские аграрии смогли бы эффективно конкурировать на рынке». Общества защиты прав потребителей, которые, казалось бы, более всех остальных должны быть заинтересованы в новых методах стимулирования качества, также не горят энтузиазмом по поводу министерской идеи. «Тут главный вопрос в доверии, – уверен председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. – Если в присуждении Знака качества будет участвовать государство, то это, скорее, подорвет репутацию самого государства, чем повысит доверие к продукции». Как рассказал «НИ» эксперт, сегодня уже и так существует множество различных знаков качества. Их присваивают и организации, защищающие права потребителей, и профессиональные ассоциации, и СМИ, учитывая не только потребительские свойства продуктов, но и их цены, раскрученность брендов и другие факторы. «Но общество не очень-то верит во все эти символы, так что Знак качества нужен в первую очередь самому знаку качества», – резюмирует г-н Шелищ. Эксперт также сообщил «НИ», что попытки ввести аналогичные знаки были и в Европе, но потом от этой идеи отказались. «Оценка потребителя очень индивидуальна, у каждого свой набор критериев для выбора того или иного продукта. Единственно возможный вариант, при котором Знак качества имеет смысл, я вижу в том случае, когда его выдают независимые организации. Государство могло бы в таком случае лишь как-то поощрять тех производителей, которые заслужат такой знак», – полагает он. Скепсис в отношении государственных идей о Знаке качества легко объясним – ведь советский его предшественник до сих пор живет в анекдотах, как всегда, наиболее точно отражающих реальность. Вот, например, один из них. На партийном съезде в коридоре вдруг обнаружились экскременты. Начали выяснять их авторство, заподозрив зарубежных гостей. А когда те наотрез отказались признаваться, позвали специалистов. Те, изучив вопрос, вынесли вердикт: «По всем параметрам – наше, очень похоже, но все-таки не наше. У нас на всем Знак качества». Помечать товары особыми знаками пытались всегда История российского знака качества началась еще в XIX веке. С 1824 года эту роль выполняло почетное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Счастливые обладатели такого звания могли украшать свои вывески и товары гербом императорского дома. С 1829 года право размещать царский герб на товары и лавки получили победители крупнейших российских выставок и ярмарок. По правилам присвоения звания, претенденты должны были участвовать в них как минимум восемь лет и не иметь ни единой рекламации на свой товар. К началу XX века обладателей почетного звания было всего около трех десятков. Звание ушло в историю вместе с императорским двором. Второе рождение знака качества произошло в 1967 году. Специальные аттестационные комиссии присваивали его сроком на два-три года. Основными критериями служили надежность, доступность, безопасность, эстетичность и новаторство. Если первое время какая-то зависимость между качеством товара и соответствующим клеймом имела место, то на закате советской власти уже трудно было найти продукцию без знака качества. Еще труднее было найти качественный товар. Формально, «Знак качества» так и остался советским символом, ушедшим в небытие вместе с Советским Союзом. Но, как ни странно, реально он живет до сих пор, причем не только на старых вещах. Так, Вильнюсский мясокомбинат в Литве до сих пор выпускает «Советские сосиски», упаковка которых украшена советским же «Знаком качества». Продукция успешно экспортируется во все страны Балтии и пользуется там неплохим спросом. После распада СССР идея возрождения знака качества постоянно витала в околочиновничьих и пиаровских кругах России. В 1997 году появился знак «Российская марка». Были еще «Знак качества XXI века» и «100 лучших товаров России». В 2002 году по указу президента Владимира Путина и при участии его управления делами начал реализовываться проект «Кремлевский стандарт» – нечто среднее между дореволюционным «Поставщиком Двора» и советским «Знаком качества». Немало собственных знаков отличия появилось и на региональном уровне. Так, в Свердловской области раздают знаки «Екатеринбургское качество», в Курской области – соответственно «Курское качество», в Ульяновской области ставят «Знак добровольного контроля качества», в Нижегородской области в конце года собираются штамповать товары с лейблом «Натуральный продукт». Правда, на региональные инициативы косо смотрят антимонопольные службы. Например, в 2006 году началось разбирательство по делу о недобросовестной рекламе в отношении предприятия «Тульское качество», которое при поддержке региональных властей ставило свой знак качества на алкогольную продукцию местного производства. РОМАН ДОБРОХОТОВ Новые Известия |