"Финам" потянулся к звездам. Компания купила долю в "Астростар.Ру"
Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ |
ИК "Финам" приобрела до 40% крупнейшего в России онлайн-сервиса астрологических прогнозов "Астростар.Ру", заплатив около $3 млн. Инвесторы надеются, что "Астростар.Ру" повторит успех сервиса знакомств "Мамба", ведь их бизнес-модели похожи: обе компании предоставляют контент для многих сайтов. Эксперты, однако, считают такую схему бизнеса рискованной, так как крупнейшие интернет-ресурсы планируют в будущем разрабатывать собственный контент.
Как стало известно Ъ, инвесткомпания "Финам" стала совладельцем ООО "Астростар.Ру", которой принадлежит крупнейший в России онлайн-сервис астрологических прогнозов. Покупатель не разглашает параметры сделки, сообщив лишь, что был продан пакет от 30% до 40%. После продажи долей контрольный пакет остался у двух равноправных владельцев – коммерческого директора "Астростар.Ру" Александра Бельского и исполнительного директора Аркадия Акулова. Источник Ъ, знакомый с деталями покупки, назвал примерную сумму сделки: около $3 млн. Подразумевается, что деньги ИК "Финам" пойдут на развитие бизнеса: в разработке находится несколько астрологических сервисов, запускается партнерская программа для WAP-сайтов, идут переговоры с поставщиками мобильного контента. |
ООО "Астростар.Ру" специализируется на создании, управлении и дистрибуции развлекательно-познавательного контента, прежде всего астрологической тематики. Единственным активом компании является портал "Астростар.Ру", чей контент распространяют 150 партнеров, среди которых и Rambler. Через партнерские сайты пользователи получают доступ к астрологическим услугам компании, при этом партнер получает около 30% выручки. Сейчас число активных пользователей сервиса "Астростар.Ру" составляет около 3 млн человек. Выручка в 2006 году составила около $1,5 млн.
В ИК "Финам" сравнивают "Астростар.Ру" с принадлежащим компании сервисом знакомств "Мамба". Бизнес-модель "Мамбы" заключается в том, что различные ресурсы получают доступ к единой базе данных, чем увеличивают число пользователей системы. Деньги поступают от дополнительных услуг, которыми пользуются клиенты. В прошлом году выручка "Мамбы" составила примерно $29 млн, это 85% всего российского рынка интернет-знакомств. "Бизнес-модели нашего нового актива и 'Мамбы' очень похожи. Оба ресурса распространяют свои сервисы через сторонние сайты. Успех службы знакомств позволяет нам надеяться на быстрый рост выручки проекта 'Астростар.Ру' за счет запуска новых сервисов и увеличения числа партнеров. В этом году оборот как минимум удвоится",– рассказал аналитик ИК "Финам" Игорь Веретенников. Коммерческий директор "Астростар.Ру" Александр Бельский полагает, что инвестиции ИК "Финам" помогут компании развить медийное направление, то есть сделать ресурс привлекательным для рекламодателей. Кроме того, владельцы компании рассчитывают увеличить число ресурсов, через которые будут продаваться гороскопы. "На Западе почти на каждом популярном сайте есть гороскопы. В России ситуация иная, поэтому 'Астростару' есть над чем поработать",– отметил господин Веретенников.
Эксперты считают, что "Финам" купил "Астростар" по адекватной цене. "Не секрет, что на российском рынке сейчас много инвесторов, а привлекательных активов все меньше,– говорит глава аналитического департамента компании SUP Fabrik Борис Овчинников.– Подавляющее большинство пользователей астрологических сервисов – женщины. Это преимущество с точки зрения привлечения рекламодателей, которые будут четко представлять, кто увидит баннер. Прибавим к этому хорошие финансовые показатели и получаем вполне адекватную оценку компании примерно в $10 млн".
Участники рынка считают, что несмотря на привлекательность купленного актива, его схема бизнеса несет существенные риски. "Поставка контента на сайты довольно рискованный бизнес с точки зрения поведения партнеров. Крупным игрокам надоедает отдавать трафик третьей стороне, то есть в нашем случае 'Астростару',– считает гендиректор компании 'Ашманов и партнеры' Игорь Ашманов.– В результате они постепенно придут к идее создания собственного аналогичного сервиса". С этим мнением согласился председатель совета директоров РБК Герман Каплун, отметив, правда, что в ближайшие три года рисков для такого бизнеса нет: "На мой взгляд, крупные игроки начнут создавать собственные сервисы года через три. Именно тогда у поставщиков контента возникнут проблемы. Впрочем, их можно минимизировать путем расширения числа партнеров, снизив тем самым значимость конкретных ресурсов".
АЛЕКСАНДР Ъ-МАЛАХОВ
КоммерсантЪ
|