14.05.2007

MediaMarkt создают ферменный стиль. Сеть пожаловалась в ФАС на рекламную кампанию "Калинки"

8 мая управление ФАС по Петербургу и Ленобласти объявило о возбуждении дела против местной сети бытовой техники "Калинка" по заявлению MediaMarkt. Немецкого ритейлера, российские и зарубежные магазины которого рекламирует экономный поросенок, возмутил слоган "Калинки" "За свиньями на ферму, за бытовой техникой только в 'Калинку!'". В конце прошлого года ФАС уже приходилось заступаться за MediaMarkt: тогда ведомство проверяло действия шести крупнейших российских сетей, договорившихся о снятии Panasonic со своих полок из-за низких цен на эту продукцию в MediaMarkt.

Рассмотрение дела, по словам Натальи Плошкиной, руководителя отдела контроля за рекламой территориального управления Федеральной антимонопольной службы (ТУ ФАС) по Петербургу и Ленобласти, назначено на 18 мая. В своем заявлении ООО "Медиа Маркт ТВ-Аудио-Электро Санкт-Петербург 1" требует прекратить рекламную кампанию, начатую ООО "Калинка Трейд" в апреле 2007 года, и привлечь нарушителя к административной ответственности. Кампания, в частности, включает радиорекламу, расклейку постеров и распространение брошюры со слоганом "За свиньями на ферму, за бытовой техникой только в 'Калинку!'". "Данная реклама наносит ущерб репутации и имиджу MediaMarkt",– заявила пиар-менеджер MediaMarkt & Saturn в России Елена Скальская. MediaMarkt & Saturn, крупнейшая сеть магазинов электроники в Европе, насчитывающая более 400 магазинов, входит в Metro Group. Выручка в 2006 году – €15,2 млрд. В России работает пять магазинов.

"Калинке" принадлежит пять супермаркетов в Петербурге и один в Череповце. Владельцы и финансовые показатели не раскрываются. В ТУ ФАС уже провели сравнительный анализ постеров обеих сетей и пришли к заключению, что в рекламе "Калинки" действительно содержатся признаки нарушения ст. 5 закона "О рекламе". "В рекламе использованы оскорбительные сравнения и выражения в отношении находящихся в обороте товаров (MediaMarkt.– Ъ). Если решение ФАС будет принято в пользу заявителя, то на ответчика может быть наложен штраф от 400 до 5 тысяч МРОТ",– говорит Наталья Плошкина. "Те, кто увидел в нашей рекламе выпад против конкурента, находятся в плену своих иллюзий",– возражает менеджер отдела рекламы "Калинки" Светлана Федорова.

"Попытки призвать компанию-юмориста к ответу обычно заканчиваются волной новых рекламных выпадов",– отмечает владелец юридической компании "Усков и партнеры" Вадим Усков. Например, в 2001 году компания "Дарья", принадлежавшая тогда Олегу Тинькову, рекламировала свои пельмени мультиком, в котором говорилось: "От ваших равиолек не избежать желудочных колик". Производители "Равиолей" вначале добились снятия этой рекламы, а затем запустили собственный ролик, в котором мультяшная героиня отпихивает кошку со словами: "Дашка, брысь!". Да и поросенку MediaMarkt уже доставалось: на некоторых рекламных щитах сети "ЭТО" (принадлежит "Эльдорадо") изображен плазменный телевизор с жареным поросенком на экране.

Выход на российский рынок MediaMarkt в декабре прошлого года сопровождался скандалом. Раздражение конкурентов вызвали слишком низкие, по их мнению, цены на некоторые товары в двух московских гипермаркетах сети – например, плазменный телевизор Panasonic TH42PA60E продавался едва ли не вдвое дешевле, чем у "Мира", "Техносилы", "М Видео" и "Эльдорадо". Эти сети при поддержке "Евросети" и "Связного" пригрозили бойкотом Panasonic. ФАС, в свою очередь, пообещала не допустить ценовых сговоров между российскими торговцами бытовой техникой. "Финансовые возможности MediaMarkt позволяют сети работать на новых рынках с нулевой наценкой и даже торговать себе в убыток. Так что цены поставщиков здесь не играют главной роли",– объясняет раздражение российских ритейлеров гендиректор сети "Эксперт-ритейл" Кирилл Новиков. По его информации, к 2008 году MediaMarkt собиралась открыть в России 35 новых магазинов. Для сравнения: у "М Видео" на начало 2007 года было 85 собственных магазинов, у "Техносилы" – 81, у "Мира" – 55, а у лидера рынка "Эльдорадо" – около 500 (по экспертным оценкам). Директор по связям с общественностью "Техносилы" Надежда Сенюк считает, что заговора против MediaMarkt не существует, просто "используя рекламу федерального конкурента, небольшие игроки пытаются получить свою долю внимания со стороны потребителя".


Фото: Виктор Чумачёв / Коммерсантъ

МАРИЯ Ъ-ШЕВЧЕНКО, Санкт-Петербург

КоммерсантЪ