14.05.2007

Чудесный вкус, бодрящий аромат. Рынок потребления растворимого кофе в Казахстане

Утро практически каждого человека начинается с чашечки кофе. Удивительный напиток с чудесным вкусом и бодрящим ароматом, дарящий ощущение бодрости и прилив жизненных сил, впервые стал известен в IX веке в Эфиопии благодаря местным монахам. Появившись в Европе примерно 300 лет назад, этот напиток очень быстро завоевал всеобщее признание. Что же касается кофе растворимого, то его относят к одним из главных изобретений человечества в ХХ столетии. Впервые растворимый кофе был изготовлен американским химиком японского происхождения Сатори Като. Первые промышленные образцы быстрорастворимого напитка появились в продаже в 1909 году.

Но не сразу американцы оценили по достоинству кофе в таком виде. Людей, покупающих растворимый кофе, поначалу даже принято было считать ленивыми и неэкономными. Сегодня, все больше людей отдают предпочтение именно растворимому кофе. По данным исследования Media Marketing Index1 (сентябрь 2006 года), проводимого компанией TNS GALLUP MEDIA ASIA, в 2006 г. число потребителей растворимого кофе составило 2685, 57 тыс. человек, что составило 73,6% от всего населения Казахстана в возрасте 15 лет и старше (см. Диаграмма 1).

Диаграмма 1: Потребление растворимого кофе. Динамика 2001-2006 гг.

1 По данным MMI 2006 - опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и более, среди людей в возрасте от 15 лет и старше. Объем выборки составил 2500 респондентов.

Среди потребителей растворимого кофе встречается наибольшее количество активных потребителей, причем их число из года в год увеличивается. В 2006 году по сравнению с 2001 годом прирост составил 33% (см. таблицу 1).

Таблица 1: Типы потребителей растворимого кофе. Динамика 2001-2006 гг.

Типы
потребителей
кофе
2001 2002 2003 2004 2005 2006
Активные 42% 47,7% 47,8% 48,5% 48,7% 55,9%
Умеренные 30,6% 31,7% 33,6% 33,5% 35,7% 31,2%
Пассивные 27,4% 20,6% 18,6% 18% 15,7% 12,9%

При анализе степени знания марок растворимого кофе, представленных на рынке Казахстана видно, что лидером является марка Nescafe (93%). А замыкает пятерку лидеров марка Tchibo. Аналогичная картина наблюдается и при рассмотрении потребления марок растворимого кофе (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2: Наиболее популярные марки растворимого кофе2. Тор-5, %

2 Данные подсчитаны от потребителей растворимого кофе.

Как правило, популярность марок растворимого кофе зависит от рекламных компаний, проводимых в различных видах СМИ. Поэтому такой высокий процент знания и потребления марки Nescafe не случайность, так как на рекламу этого кофе за 2006 год в общей сложности было потрачено 1 735 965$. (см. таблицу 2).

Таблица 2: Распределение рекламного бюджета по видам СМИ3.

  TV Radio Press Outdoor Всего
NESCAFE 1 623 213$ 109 447$ 3 305$ 0 1 735 965$
MACCOFFEE 339 768$ 42 648$ 5 868$ 0 388 284$
TCHIBO EXCLUSIVE 324 156$ 0 0 0 324 156$
CAFE FINO 238 219$ 0 357 24$ 2 737$ 276 680$
LAVAZZA 0 0 12 795$ 0 12 795$

3 Расходы на размещение рекламы приводятся в соответствии с официальными прайс-листами, без учета скидок и льгот.

Хотя растворимый кофе не имеет такой древней истории, как кофе в зернах, он все же стал неотъемлемой частью современной жизни. К тому же, потребляемый в разумных количествах кофе безусловно полезен: он стимулирует деятельность нервной системы и системы кровообращения, вызывает ощущение бодрости, прилива сил, снимает головные боли.



TNS-GLOBAL.KZ