Microsoft и Yahoo! загнаны в Google. Вернуть утраченные позиции им не поможет даже слияниеНа минувшей неделе на рынке появилась информация о том, что компании Microsoft и Yahoo! ведут переговоры о слиянии, объем которого оценивается, по разным данным, от $50 млрд до $60 млрд. Эксперты говорят, что возникновение новых слухов о мегаслиянии обусловлено продолжающимся бурным ростом главного конкурента Microsoft и Yahoo! компании Google и падением популярности интернет-сервисов Microsoft и Yahoo!. По мнению наблюдателей, даже если слухи об объединении так и останутся слухами, участникам рынка необходимо срочно принимать решительные меры, чтобы отрыв Google не стал подавляющим.Слухи об идущих между Microsoft и Yahoo! переговорах циркулировали на рынке еще год назад, но тогда, по неофициальным данным, компании к соглашению не пришли. Сейчас же о вероятной покупке компании Yahoo! за $50-60 млрд заговорили вновь. Как и в прошлом году, информация о возможной мегасделке вызвала бурную реакцию на рынке акции Yahoo! подскочили на 18%, до $33,2. По мнению экспертов, спекуляции об альянсе Microsoft и Yahoo!, в какой бы форме это ни произошло полного объединения или сотрудничества в какой-либо отдельной сфере, иллюстрируют развернувшийся новый этап конкурентной борьбы между лидерами интернет-рынка.Конкуренты Google Главным раздражителем считается компания Google, которая с завидным постоянством показывает впечатляющие результаты во многом благодаря успешной работе на рынке интернет-рекламы. Наблюдатели настолько привыкли к бешеным темпам роста продаж Google, что даже малейшее замедление темпов вызывает недоумение рынка. Например, когда в начале февраля Google сообщила, что за последние три месяца 2006 года ее прибыль составила $2,23 млрд, акции Google на биржах в США и Европе упали на 5,6%. Аналитики тогда объяснили это тем, что прибыль оказалась всего на $40 млн выше, чем предполагали эксперты, а инвесторы ожидали от компании большего. В отличие от Google компания Yahoo! последнее время не балует впечатляющими результатами: 17 апреля она опубликовала данные по первому кварталу 2007 года, согласно которым ее чистая прибыль упала на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года со $160 млн до $142 млн. Как следствие, котировки акций Yahoo! обрушились после публикации отчета более чем на 11%. Рыночная доля Yahoo! в США только в апреле этого года упала до 21,2% по сравнению с 22,3% в апреле 2006 года. Успехи Microsoft на рынке интернет-поиска также не впечатляют: рыночная доля поисковой системы Microsoft MSN снизилась с весны прошлого года с 13% до 9%. Эксперты полагают, что продолжающийся рост доли Google, с одной стороны, и падение доли MSN и Yahoo! с другой, и являются причиной вновь появившихся слухов об объединении конкурентов Google. Представитель инвестбанка Bank Degroof Group Вим Цваненбург считает, что "Microsoft не сможет справиться с Google в одиночку, если вы хотите играть значительную роль, вам нужно наращивать рыночную долю и бороться за более высокие позиции". Сами компании Microsoft и Yahoo! заявили, что не комментируют информацию о переговорах. Чудеса слияния Слияние компаний Microsoft и Yahoo! кажется единственным способом подорвать господство Google в онлайн-мире, которое все более походит на доминирование Microsoft в бизнесе программного обеспечения. Ни один из более мелких игроков сектора и обе компании поодиночке не могут противопоставить себя Google. "Слияние создало бы нового монстра рекламной арены, суперпортал", говорит Джим Ланзоун, глава поисковика Ask, подразделения IAC Search & Media. Объединенный гигант получил бы наибольшую аудиторию в сети, намного более убедительный рекламный механизм и, наконец, непоколебимые позиции на рынке интернет-поиска. Однако даже объединенная компания будет несколько уступать Google по показателям доходов от онлайн-рекламы (см. таблицу). За несколько лет Google стремительно вырвалась вперед и теперь занимает доминирующие позиции на рынке интернет-поиска. Рост доходов компании в 2006 году составил 73%. Контролируя около четверти всего рынка онлайн-рекламы, Google начала принимать заказы на размещение рекламы в печатных изданиях, а также на радио и телевидении. Например, в середине апреля Google заключила долгосрочное партнерское соглашение с компанией-радиовещателем Clear Channel Radio о размещении контекстной рекламы на 675 принадлежащих ей радиостанциях. В рамках соглашения рекламодатели Google смогут размещать свою рекламу на этих радиостанциях. Работа с радиостанциями будет вестись на основе сервиса радиорекламы Google AudioAds, который Google тестирует еще с декабря прошлого года. Общее число радиостанций в системе AudioAds достигло теперь 1,6 тыс. Для других игроков рынка Google представляет реальную угрозу: компания с рыночной стоимостью $147 млрд вполне могла бы установить контроль над быстроразвивающимся рекламным рынком. Особенно часто эти опасения стали звучать после серии громких приобретений: компании YouTube за $1,65 млрд в октябре прошлого года и DoubleClick за $3,1 млрд в апреле этого года. Неудивительно, что конкуренты всерьез озаботились своим положением на рынке. Совместными усилиями, если учитывать лидирующие позиции Yahoo! в визуальной рекламе, успешные графические сервисы Microsoft, а также опыт запущенной в феврале поисковой рекламной системы Yahoo Panama, компании могли бы гораздо более эффективно конкурировать с Google. Только слова И все же несмотря на все преимущества потенциального слияния, аналитики полагают, что полномасштабного объединения Microsoft и Yahoo! в ближайшее время не предвидится. Если учесть, что крупнейшей в истории Microsoft была покупка в 2001 году компании Great Plains Software, за которую она заплатила $1,1 млрд, то приобретение Yahoo! за $50-60 млрд выглядит маловероятным. Эксперты также отмечают, что, случись слияние, координирование работы компаний заняло бы не менее двух лет. Основной проблемой является то, что многие предоставляемые компаниями онлайн-услуги и сервисы пересекаются. К тому же, как ранее высказался о планах компании вице-президент Yahoo! по рыночным стратегиям Джефф Вейнер, "мы не будем соревноваться с Google, пытаясь стать Google... мы готовы соперничать, оставаясь Yahoo!". В пользу такого развития событий говорят и недавние шаги конкурентов Google: в середине апреля Yahoo! выкупила за $680 млн 80% акций онлайн-системы обмена рекламой Right Media, 20% акций которой она приобрела в октябре 2006 года. Right Media предлагает рекламодателям и продавцам рекламного пространства площадку для покупки-продажи рекламных показов на Web-страницах в режиме реального времени. Этот шаг расширяет рекламные возможности Yahoo! за пределы ее собственной сети сайтов. "Вы бы никогда не предприняли подобного шага, если бы собирались в ближайшее время продавать компанию", прокомментировала Элен Симинофф, глава маркетинговой аналитической компании Efficient Frontier покупку Right Media. В свою очередь, Microsoft объявил на состоявшемся в минувший вторник ежегодном собрании об увеличении финансирования на развитие онлайновых и рекламных сервисов. Глава компании Стив Балмер на прошедшей 10 мая конференции "Software`2007" подтвердил, что Microsoft готов к крупным приобретениям. Эксперты отмечают, что, скорее всего, Microsoft продолжит покупать небольшие частные компании вроде приобретенной в минувшую среду миноритарной доли сайта вакансий CareerBuilder.com. Таким образом, эксперты приходят к выводу, что компании скорее выберут путь сотрудничества, чем договорятся о слиянии.
О том, почему покупка Yahoo! была бы для Microsoft рискованным ходом, рассуждает аналитик американской исследовательской компании JupiterResearch КЕВИН ХАЙСЛЕР.
Как вы прокомментируете слухи о покупке Yahoo! корпорацией Microsoft и общую активизацию на рынке покупки Doubleclick и Right Media компаниями Google и Yahoo! соответственно? Я не думаю, что слияние MicrosoftYahoo! произойдет. Покупка Yahoo! была бы для Microsoft очень рискованным ходом. Подразделения обеих компаний за последнее время много работали над тем, чтобы преуспеть на интернет-рынке, но, несмотря на все предпринятое, обе уступают Google и в поиске, и в рекламе. Поэтому арифметика здесь проста и логична объединение двух слабых игроков редко приводит к появлению мощного игрока. Что же касается недавних покупок Doubleclick и Right Media, они не имеют отношения к возможным переговорам. Если бы Microsoft хотела купить рекламную компанию, подобную Doubleclick, она могла это сделать таких компаний предостаточно. Насколько компании могут быть заинтересованы в слиянии и каковы препятствия? Для Microsoft двумя наибольшими препятствиями являются масштабность сделки и опыт слияний. Microsoft никогда не участвовала в сделках подобного масштаба. Даже при самом благоприятном раскладе такое слияние станет для Microsoft огромным испытанием. Кроме того, многие подразделения компаний дублируют предоставляемые услуги и сервисы. С другой стороны, совершенно очевидно, что глава Yahoo! Терри Семел в сложившемся положении вынужден искать способы повышения показателей компании. К сожалению, сервис Yahoo! Panama не сможет обеспечить настолько существенный рост доходов. Microsoft же, в свою очередь, чувствует все возрастающую конкурентоспособность Google и собственную неспособность преуспеть в поисковой рекламе. Что такие гиганты, как Yahoo!, Microsoft и AOL, могут противопоставить росту Google? Как они могут бороться с превосходством Google? Платная поисковая реклама это единственный способ конкурировать с Google. Ни одна из других услуг Google не представляет такой существенной рыночной ценности и не приносит столько доходов. На услуги Hotmail и Yahoo Mail, например, подписано гораздо больше пользователей, чем на почтовый сервис GMail. Что помимо развития сервисов онлайн-рекламы могут сделать компании, чтобы составить достойную конкуренцию Google? Как бы то ни было, в основе всего лежит онлайн-реклама. Поисковая реклама это деловая модель для поддержания все остальных онлайн-сервисов. Для Microsoft это означает, что компания должна найти способ, чтобы заставить ее работать, к тому же все больше конкурентов начинает предлагать бесплатное программное обеспечение онлайн. Российские поисковые системы в интернете находятся в стадии быстрого роста, поэтому продавать их пока не имеет смысла, считает директор центра анализа инвестиционных проектов в сфере IT ИК "Финам" ЭЛИНА Ъ-КАРАЕВА.
Чем, на ваш взгляд, интернет-ресурс Yahoo! может быть интересен Microsoft? Почему инвесторы готовы платить десятки миллиардов долларов за сайты? Интерес Microsoft очевиден. Yahoo!, несмотря на то что является софтверной компанией, получает деньги не от продажи программного обеспечения, а от рекламы и сервисов. Этой же бизнес-модели придерживается и Google. Microsoft же, несмотря на наличие ресурса MSN, по большому счету зарабатывает именно на продаже ПО. Microsoft прекрасно понимает перспективность сервисной модели и пытается укрепить свои позиции в этой сфере. Покупка Yahoo! была бы логична, ведь это ресурс с огромной аудиторией гораздо проще заплатить за нее деньги, чем привлекать пользователей на собственный сайт. Что касается цен, то они вполне рыночные. По нашим оценкам, Yahoo! стоит сейчас около $50 млрд, а Google и того больше примерно $148 млрд. Такие цифры обусловлены развитостью западного интернет-рынка и большим числом англоговорящих пользователей. Расскажите, пожалуйста, о российском рынке. Какие тенденции на нем преобладают? Российский сегмент интернета очень быстро растет как в деньгах, так и пользователях. В частности, объем контекстной рекламы в прошлом году составил $110 млн, в то время как в 2005 году этот показатель был на уровне $40 млн, а в 2002 всего $1,8 млн. Получается, что всего за четыре года рынок вырос более чем в 60 раз. За это время внушительно выросло и число пользователей интернета в России сейчас их 26 млн. По нашим прогнозам, к 2012 году доступ в сеть будет иметь примерно 50% жителей страны. Результатом такого бурного роста стало появление крупных игроков с внушительной капитализацией. Среди них можно выделить "Рамблер" и "Яндекс", которые, по нашим оценкам, стоят $800 млн и $1,6 млрд соответственно. Очевидно, эти компании привлекательны для инвестиций. Можно ли, на ваш взгляд, ожидать в ближайшее время крупных сделок на рынке поисковых систем? Такие сделки уже были. В частности, холдинг "Проф-Медиа" выкупил контрольный пакет акций "Рамблера" более чем за $260 млн. Впрочем, в ближайшие два-три года крупнейшие игроки российского рынка поисковых систем вряд ли решатся продать бизнес. Сейчас это невыгодно, поскольку компании быстро растут и наращивают капитализацию. К примеру, "Яндекс" в прошлом году удвоил выручку она составила $72,6 млн. Прибыль компании увеличилась на 139%, до $29,9 млн. Разумеется, вряд ли кому-то придет в голову продавать такой бизнес. С другой стороны, на рынке есть поисковики с незначительной аудиторией, но узнаваемыми брэндами. Они вполне могут заинтересовать инвесторов, в том числе и зарубежных. Интересным можно назвать сайт "Апорт". Его суточная аудитория не впечатляет: всего 150 тыс. человек против 4 млн у "Рамблера". Но если "Апорт" найдет стратегического инвестора, готового вкладывать в компанию на протяжении двух-трех лет, то ресурс может войти как минимум в пятерку самых посещаемых. КоммерсантЪ |
|||||||||||||||||||||