Интервью: Морис Леви, председатель совета директоров Publicis Groupe. "Нельзя сказать, что реклама в России стоит дешево"Биография Мориса Леви, председателя совета директоров крупнейшей на европейском рынке рекламной компании Publicis Groupe, подтверждает мысль о том, что лучшие рекламисты получаются из людей, не имеющих профильного образования. Под руководством молодого программиста скромная французская компания превратилась в одну из крупнейших мировых коммуникационных групп, поглотив с десяток рекламных и маркетинговых агентств, включая таких грандов, как американское Leo Burnett, придумавшее ковбоя Мальборо, D'Arcy, создавшее для Coca-Cola образ толстяка Санта-Клауса, а также крупнейшее британское агентство Saatchi & Saatchi. Леви всегда отличался вниманием к технологическим новинкам и стремлением предоставить клиентам весь комплекс рекламных и маркетинговых услуг. Он рассказал Ведомостям, почему рекламистам нужно призывать потребителей к умеренности и чего его группе не хватает в России. Ваша официальная биография сообщает, что вы родились в Марокко, а дальше сразу перескакивает на 30 лет вперед, к моменту вашего прихода в агентство Publicis. Что происходило между этими двумя датами? В детстве я хотел быть хирургом и, когда вырос, начал учиться на врача, но оказалось, что я не выношу вида крови. В растерянности я выбрал другую профессию инженера и отправился в США изучать цифровые технологии. Однако, когда я решил устроиться на работу компьютерщиком, мне показалось, что я буду заниматься слишком скучным делом. Тогда я пришел в рекламное агентство и увидел, что сотрудники там носят длинные волосы, а девушки еще и мини-юбки. Мне показалось, что здесь мне будет хорошо, и я решил остаться в этом бизнесе. Специального образования у меня не было, но мир рекламы настолько меня захватил, показался мне таким человечным и творческим, что ничто меня уже не смущало. Я нашел профессию, о которой мечтал. В этом мире главное идеи. Можно изобретать новые стратегии или новые технологии рекламы, новые способы диалога с потребителем. Поэтому главное для рекламиста любить людей, ведь мизантропу будет очень трудно вести такой диалог. Это очень человечный бизнес. Помните первого клиента, с которым пришлось работать? Когда я только пришел в рекламное агентство, мой рабочий день ассистента длился всего несколько часов, а все остальное время я проводил в креативном отделе, где иногда лез со своими советами к старшим коллегам. Однажды мы участвовали в тендере на разработку рекламы для французского производителя химических продуктов и текстиля Rhone Poulenc. Наша команда его выиграла, взяла меня с собой на следующий проект и тоже выиграла его. Я приобрел славу человека-талисмана и утвердился в отделе. Поначалу моя работа сводилась к участию в разработке стратегий, но потом зона моей ответственности расширилась. Я написал первую программу, которая на простейшем уровне позволяла оптимизировать медиаплан, т. е. распределять рекламный бюджет по определенным СМИ с учетом необходимого уровня охвата аудитории, ее особенностей и особенностей каждого медиа. Сейчас этим занимаются все, а тогда, в 1967 г., сложная операционная модель, учитывающая огромное число факторов, была в новинку. В 29 лет я ушел из этого агентства. Случилось это после того, как его владелец пригласил меня на завтрак и сказал, что хотел бы видеть меня на посту генерального директора. Почему? спросил я. Потому что ты лучший, ответил мой собеседник. Я сказал, что если я в 29 лет уже стал лучшим, то мне здесь больше нечему учиться, а значит, я работаю не в той компании. Через некоторое время меня пригласили в Publicis. Именно с этого момента в 1971 г. я и веду отсчет своей профессиональной биографии. Почему вы не посчитали нужным получить специальное образование, когда почувствовали, что реклама становится вашим призванием? Я участвовал во всех областях жизни агентства, много читал. И, конечно же, у меня был учитель основатель Publicis Марсель Блестейн-Бланше. Каждый день он рассказывал мне о кампаниях, над которыми работает агентство, объяснял, почему получился тот или иной результат. Кроме того, клиенты, с которыми мы работали, крупные, известные компании были очень требовательными, и это тоже оказалось хорошей школой. Насколько необходимым вы вообще считаете наличие специального образования у своих сотрудников? Может быть, у вас есть какая-то статистика о количестве людей в рекламном бизнесе, его не имеющих? В рекламе существует много специальностей, соответственно, к сотрудникам предъявляются разные требования. Чтобы работать в креативном отделе, заниматься художественной частью, нужно иметь соответствующее образование. Очень много французских креаторов окончили художественные школы или литературные факультеты французских и американских вузов. Стратеги, как правило, имеют философское, социологическое либо историческое образование. Специалисты по работе с клиентами маркетинговое. Сегодня рекламному бизнесу, как никогда, нужны сотрудники с техническим образованием. Ведь если мы хотим использовать для рекламы цифровые технологии, нам нужно понимать, с чем мы имеем дело. Но одного диплома недостаточно. Очень важно обладать еще обостренной чувствительностью, позволяющей угадывать, во-первых, желания клиента, а во-вторых, потребителя. У вас, как у насекомого, должны быть усики, позволяющие понимать, что происходит вокруг вас на рынке и в обществе. Именно это умение и отличает выдающихся рекламистов от просто хороших. Все мировое рекламное сообщество признало большой потенциал российского рекламного рынка. Какими действиями подкрепит эти признания Publicis Groupe? Мы уже сделали огромные вложения в российский рынок. Прежде всего мы инвестировали в людей, потому что, придя одними из первых на российский рынок, мы обучали каждого своего сотрудника. Кроме того, Publicis Groupe в России в разное время приобрела доли в креативных агентствах Родная речь, Publicis United, агентствах интегрированного маркетинга Arc Russia и Publicis Dialog, брендинговом подразделении TNC Creative Services, консалтинговом агентстве Кислород и аналитическом медиаагентстве MediaLogics (размер участия группы в их уставном капитале не раскрывается. Ведомости). У нас сейчас очень сильные позиции в России во многом благодаря собранной нами команде. Меня восхищает их настрой. Накануне нашего интервью я был на званом ужине, где собрались представители всех российских подразделений группы. Обычно на таких мероприятиях чувствуешь, что все присутствующие конкуренты. Но тут все казались одной командой. Тем не менее нам еще есть куда здесь расти. Этот рост может идти в двух направлениях как в органическом, когда мы будем развиваться за счет собственных ресурсов, так и за счет покупки новых компаний. Мы будем рассматривать все возможности, и, если сочтем, что нам нужно приобрести какое-то агентство, мы это сделаем. Здесь у нас нет никаких догм и ограничений, мы будем расти сообразно своим возможностям и состоянию рынка. Готовите ли вы сейчас в России какие-либо сделки? Предложения о покупке у нас есть, но конкретных планов по сделкам в данный момент нет. А в каких направлениях может идти развитие российского подразделения, что необходимо добавить к существующим агентствам? На встрече с руководителями всех подразделений мы обсуждали, каким будет следующий этап нашего развития. Мы отметили, что присутствие Publicis Groupe на российском рынке цифровых технологий ниже, чем в тех странах, где мобильная телефония и Интернет развиты больше. Думаю, Россия вскоре догонит всех тех, кто ее пока опережает, и поэтому нам необходимо ускорить свое развитие в области высоких технологий. Например, мы планируем открыть русский офис американской компании Digitas, лидера мирового рынка цифровой рекламы и коммуникаций. Рассматривается как создание представительства с нуля, так и приобретение существующей российской компании. Другая недостаточно охваченная в России область интегрированные маркетинговые коммуникации (интегрированные кампании включают как использование традиционной рекламы, так и BTL, промо и PR. Ведомости). Думаю, мы сможем это исправить за счет целевых инвестиций. Определен ли объем инвестиций, которые будут направлены на российский рынок? Еще нет, но, в принципе, мы готовы рассматривать любые возможности, потому что российский рынок для Publicis Groupe очень важен. Но каким может быть порядок этих инвестиций? Мы готовы вложить десятки миллионов долларов. Ресурсы у нас большие. Судите сами: недавно мы купили корпорацию Digitas за $3 млрд. Если в России мы увидим сопоставимое по значению предложение, мы его примем, потому что российский рынок для нас приоритетен. Елена Виноградова далее... Ведомости |