02.08.2007

Лебедев и дизайнерское сообщество предложили свой знак рубля. Масштабная PR-кампания набирает обороты



До принятия официального знака рубля остается все меньше и меньше времени. Независимые конкурсы уже давно пестрят вполне эстетичными, а подчас совершенно неординарными работами, которые так и остаются в тени их создателей, ибо последние не обладают ни громким именем, ни авторитетом. Вчера один из "звучащих" людей совместно с профессионалами из мира дизайна объявили о разработке простого и понятного символа. Инициативная группа дизайнеров, в состав которой вошел Артемий Лебедев и его Студия, представили публике свой вариант "рубля" и решительно начали продвигать новый символ среди общественности и профессионального сообщества, выступив на ряде сайтов с публичным письмом.





"У доллара есть знак, у евро тоже, а чем мы, собственно, хуже", - задумались депутаты Госдумы в прошлом году. Результатом такого "озарения" стал законопроект, в котором говорится о графическом изображении рубля. Его авторы, в числе которых главный инициатор Павел Крашенинников, призывавший остановится на русской букве "р", исходили из того, что престиж национальной валюты во многом определяет и престиж страны на международной арене. В законопроекте говорится, что утверждение конкретного графического изображения, обозначающего рубль, будет отнесено к компетенции Центробанка России.

Закон уже действует с 1 июля, отмечаются в Соглашении профессионального сообщества, однако до сих пор символа рубля не существует. Дизайнеры собираются решить проблему обособленно и предлагают ввести новый знак, несмотря на то, что до конца лета председатель ЦБ России Сергей Игнатьев обещал принять официальный символ самостоятельно. "Мы обращаемся с предложением принять знак самим и немедленно начать его использовать - не дожидаясь, пока Центробанк выберет знак рубля, игнорируя, как всегда, мнение профессионалов. От нашей активности и последовательности во многом будет зависеть, сможет ли выбранный нами знак прочно укорениться в культуре", - провозглашают "революционеры" под эгидой Лебедева.

Инициативная группа разработала свое изобразительное решение на основе работ конкурса знака рубля, проводимого с 1999 года клубом дизайнеров "Портфелио" и газетой "Коммерсант". На конкурс было принято огромное количество символов с различным изображением написания буквы "р". "Превратить рубль в мировую валюту в одночасье нельзя, но можно начать с малого - создать естественную принадлежность любой "твердой" валюты - узнаваемый символ", - заявляли организаторы конкурса. Sostav.ru публикует самые оригинальные из принятых работ.













Депутат Госдумы Павел Калашников учитывал, что намеки на религиозные взгляды и политические убеждения в знаке рубля категорически недопустимы. Тем не менее, в конкурсе учавтсвуют вполне неоднозначные символы.







Многие конкурсанты, полностью абстрагировавшись от буквы "р", предложили кодированные обозначения, впрочем, некоторые авторы дают для них весьма пространные трактовки.

















Знак дизайнерского сообщества основан на наиболее простых и понятных в графическом смысле изобразительных решениях конкурса. В частности группа провозглашает простоту графики, интуитивную понятность русской культуры, удобство написания, стандартизованную плотность и ширину, а также наличие "легкой необычности в пределах нормы".







Знаки рубля в разном написании, предложенные профессиональным сообществом дизайнеров (эскизы разработаны Владимиром Ефимовым)











Символы с конкурса клуба "Портфелио" и газеты "Коммерсант", которые стали основой для создания нового знака


"Мы считаем, что наши имена и компании достаточно авторитетны в профессиональной среде, и мы можем сформировать мнение дизайнерской общественности, которая, вместе с нами, и будет этот символ использовать на практике, не дожидаясь официального утверждения", - заявляют разработчики. Пропагандировать знак рубля в общественном сознании и профессиональной среде дизайнеры "обязуются" во всех типах коммуникации, а шрифтовые компании Letterhead и ParaType будут включать этот символ в свои новые гарнитуры и также выпустят набор символов "знак рубля" для своих "старых" шрифтов. Заявка на новый символ уже отправлена в Юникод и ISO для регистрации в международных структурах

Любопытно, что новый знак рубля уже доступен в виде специального шрифта 1rubl Sign, представленном компанией ParaType. Все три варианта рубля в векторной форме могут быть доступны на месте латинских букв A, B, C.

Совладелец студии Letterhead, шрифтовой дизайнер Юрий Гордон сумел разоблачить "неподходящие" символы рубля в своей статье, посвященной выбору написания знака, что называется, "от руки". Автор последовательно разъясняет надобность графического знака, существующие формы начертания и технический минимум к изготовлению символа. Следующий за этим анализ методов написания окончательно расставляет все на свои места. Тезисные манипуляции Гордона сводятся к эскизам, содержащим русскую или латинскую букву "р". В результате автор делает вывод, что перечеркивание буквы в верхней части или форма со сдвоенными линиями приводит к визуальной двусмысленности. Юрий Гордон "отметает" и латинскую графему, оставляя приоритет за символом, который выбран дизайнерами.

Инициативная группа нового знака:

Дизайн Депо (Москва)
Студия Артемия Лебедева (Москва)
Designet (Москва)
DirectDesign (Москва)
Imadesign (Москва)
Letterhead (Москва)
ParaType (Москва)

Компании, поддерживающие Соглашение о новом знаке:

Агей Томеш (Москва)
Бюро Proekt (Великобритания)
Мелехов и Филюрин (Новосибирск)
Табу (Москва)
Asgard (Санкт-Петербург)
BISON (Новосибирск)
d.n.k. (Санкт-Петербург)
KucheLab (Новосибирск)
OPEN!Design&Concepts (Москва)
Ostengruppe (Москва)
PG DESIGN (Нижний Новгород)
ZUNGE DESIGN (Москва)
Санкт-Петербургский Дом Рекламы и Дизайна (Санкт-Петербург)
Компания Росинтернетбизнес (Санкт-Петербург)
Студия "Дизизион" (Москва)
"Студия Логотипов РА" (Челябинск)
Рекламное агентство "Авангард" (Липецк)
Дизайн-студия LiODEN (Рязань)
Агентство рыночных коммуникаций "БрэндON" (Красноярск)
Qixen-p design studio (Москва, Токио)
ООО "ИТ-Альянс" (Челябинск)
Студия Альберта Плехова (Новосибирск)
"Ладыгин дизайн", (Благовещенск)
Дизайнерское бюро "Диверси" (Москва)
Студия "ЕвроМедиа" (Екатеринбург)
Студия рекламы РЕМАРТ (Раменское)
ООО "Студия Ту Веб" (Новосибирск)
Компания neWcomm - новые коммуникации (Красноярск)
ООО "Курган дизайн" (Курган)
Web-студия "Актив Дизайн" (Барнаул)
Творческая группа "Тоже люди" (Новосибирск)
"Paradis Media" (Новосибирск)
Студия дизайна N1Design.ru (Ростов-на-Дону)
Компания DoorДом (Нижний Новгород)
Студия дизайна "Идея плюс" (Новосибирск)
Компания Titanium (Нижний Новгород)
Рекламное агентство Marketing Drive (Воронеж)
Студия "Арс-дизайн" (Казахстан)
ООО "Предприятие Аспект" (Пушкино, МО)
"Пластилин дизайн бюро" (Москва)
Группа компаний WEBDOM (Санкт-Петербург)
"Адмирал Маркетс" (Московское представительство)
РА "Эстер Консалтинг" (Москва)
Энлинк Студио (Рязань)
Веб-дизайн студия "Минисол" (Москва)
Студия Андрея Голякова (Череповец)
Студия Руслана Худякова (Ташкент)
ООО "Прото Групп" (г. Жуковский)
Рекламное бюро Airos (Краснодар)
Журнал "Проектор" (Санкт-Петербург)
Студия МартДизайн (Новосибирск)
Рекламное бюро "Airos" (Краснодар)
"Столичный Институт Тренинга" (Москва)
Студия Афанасьева (Тула)
Креативная медиа-группа АльфаТек (Екатеринбург)
Компания Nsign (Москва)
Eight Effective Design Solutions
Студия "Twin px design" (Москва)
Арт-группа "Тамбурин" (Москва)
Компания "УРА!" (Пермь)
Студия "Гонзо-дизайн" (Санкт-Петербург)
ООО "Автолюкс Экспедишн Логистик" (Москва)
Рекламное агентство "Рекландия" (Вологда)

Дмитрий Захаркин, Sostav.ru

Дмитрий Захаркин, Sostav.ru