17.08.2007

Компания КОМКОН исследовала силу влияния американских корпоративных ценностей в России

Компания КОМКОН провела исследование, направленное на оценку степени влияния американских корпоративных ценностей на российских менеджеров. Опрос проводился по заказу Американской торговой палаты в России.

Проект состоял из двух этапов: качественного и количественного. В рамках первого этапа были проведены глубинные персональные интервью с русскими менеджерами среднего и высшего звена восьми российских и десяти американских компаний, работающих в России. Были выявлены существенные различия в ценностях, точках зрения и стиле управления.

На втором, количественном, этапе, была протестирована значимость выявленных отличий в их взаимосвязи с различными атрибутами российских компаний: отраслью, размером, географией, возрастом/должностью респондентов, наличием деловых связей с иностранными компаниями и другими факторами. Опрос проводился методом телефонного интервью. Выборка состояла из 200 русских сотрудников американских компаний, имеющих офисы в Москве и Санкт-Петербурге, и 600 русских сотрудников российских компаний (штат от 50 человек и выше), имеющих штаб-квартиры в Москве, Санкт-Петербурге Нижнем Новгороде, Воронеже, Екатеринбурге и Новосибирске.

Исследование показало, что американские компании, работающие на российском рынке, оказывают ощутимое и долгосрочное влияние на своих русских сотрудников и деловых партнеров.

Русские менеджеры охотно воспринимают американские корпоративные ценности, считают их способом повышения эффективности работы. Распространению ценностей способствует  сотрудничество американских и российских компаний (последние могут быть клиентами, поставщиками или партнерами первых) и перетекание менеджеров из американских в российские компании, где они воссоздают то, чему научились у американцев.



Причина успешного прививания ценностей очевидна – американские компании нанимают на работу русских молодых образованных людей, которые имеют много общего со своими западными сверстниками – 88% русских менеджеров, работающих в  американских компаниях, имеют высшее образование.

Русские сотрудники американских компаний считают американскую деловую культуру относительно неавтократической и гарантирующей высокий уровень персональной вовлеченности и мотивации.



Руководство в американских компаниях делает ставку на неформальный и дружеский стиль общения. Руководители американских компаний доступны и открыты для общения, понимают, что мотивация работников напрямую связана с их глубокой вовлеченностью в бизнес-процесс. Российские же начальники, напротив, часто отдаляются от подчиненных, которые слабо вовлечены в разработку важных решений, иногда позволяют себе иметь явные привилегии, поддерживают образ «высших существ». Это порождает недоверие и продолжает тенденцию восприятия начальников и подчиненных
как «мы» и «они».



Распространение американских корпоративных ценностей в России является важным фактором развития позитивного отношения к США. Только около 20% сотрудников российских компаний высказывают свое негативное отношение к этой стране; многие же  просто не имею мнения на этот счет.

Русские люди, работающие в американских компаниях, начинают больше уважать и ценить американскую культуру, лучше относятся к американцам.




Соблюдение законодательства, карьерный рост, основанный на индивидуальных заслугах сотрудника, обязательная деловая этика и социальная ответственность лежат в основе американской деловой культуры и с готовностью принимаются русскими менеджерами  как необходимое условие интеграции в глобальное деловое сообщество.

Один из важнейших выводов данного исследования: американские компании в России являются эталоном соблюдения законности в бизнесе. Они распространяют эту ценность как среди своих сотрудников, так и среди всех своих контрагентов.

Отчет об исследовании можно посмотреть здесь