11.09.2007

Двуглавый дракон. Почему на «исконно российских» товарах все чаще можно обнаружить надпись «Made in China»

Судя по последнему сентябрьскому опросу ВЦИОМ, две трети россиян выбирают китайские товары. Теперь это не только дешевый ширпотреб, но и дорогие марки в бутиках. Даже китайские автомобили уже не пугают наших соотечественников. Эксперты предупреждают: если этот тренд не изменится, российская экономика в ближайшее время окажется перед серьезнейшими вызовами. Чиновники из Минпромэнерго и вовсе опустили руки: конкурировать уже поздно, можно только кооперироваться.

Согласно итогам опроса большинство покупателей товаров китайского производства привлекает низкая стоимость (79%), а о вот высоком качестве говорит только 1% опрошенных. Имидж «китайское, значит некачественное», прочно засел в сознании россиян. Впрочем, как ни парадоксально, это не сильно влияет на потребительские предпочтения. Объемы торговли России и Китая постоянно растут – об этом с гордостью говорят и российские политики, умалчивая о том, что речь сегодня идет в основном об импорте. А ведь еще недавно – в первом полугодии 2006 года мы имели уверенное положительно сальдо с КНР (8,5 млрд. долларов экспорта против 5,5 млрд. импорта), а теперь за первые полгода мы продаем на 3 млрд. меньше, чем закупаем.

При этом если в 1998 году нефть и нефтепродукты занимали всего 3% в российском экспорте в Китай, то в 2006 доля повысилась до 52%. А вот доля машин и оборудования упала в тот же период с 25% до пренебрежительно малых 1,2%. Пока «большой брат» качает нефть, Китай стремительно модернизируется. 9 лет назад машины со станками составляли только 5% экспорта в Россию, а в прошлом году – уже 29%.

По словам эксперта «Центра развития» Сергея Пухова, мы – не единственная страна, испытывающая столь серьезные торговые проблемы с КНР: «В США ситуация с торговым балансом также далеко не блестящая, – рассказал он в интервью «НИ», – вызвано это не только бурным экономическим ростом самого большого из «азиатских тигров», но и заниженным фиксированным курсом юаня по отношению к доллару. Так как Россия тоже ведет внешнюю торговлю в долларах, мы испытываем аналогичные сложности». Отечественная легкая промышленность от китайской экспансии страдает в наибольшей степени. Как рассказала в интервью «НИ» советник президента Рослегпрома Галина Барышева, китайцы захватывают российский рынок не только за счет умения, которое у них, безусловно, присутствует, но во многом – за счет поддержки своей легкой промышленности государством. «Китайские производители имеют и налоговые льготы, и различные преференции, – подчеркнула она. – По сути дела, КНР делает ставку на свою легкую промышленность как на локомотив роста».

При этом, считает г-жа Барышева, у российских производителей есть шанс побороться с китайцами хотя бы за свой собственный рынок: «Сейчас наш легпром заполняет лишь нишу в 20%. Это, конечно, никуда не годится. Но мы не требуем каких-то особенных льгот, а просим лишь о том, чтобы наши промышленники имели хотя бы равные условия для работы с зарубежными. В России ввозные пошлины на продукцию легкой промышленности составляют 10%, в ЕС – 16%, а в том же Китае – 25%. В таких условиях выживать чрезвычайно трудно. Так, в последние годы вроде бы поднялась наша обувная отрасль, но после очередного снижения пошлин темпы роста замедлились, а в нынешнем году и вовсе начался спад», – посетовала собеседница «НИ».

Впрочем, пресловутый легпром – это лишь вершина айсберга. Если следовать логике экспертов Рослегпрома, надо повышать пошлины во всех секторах экономики. Допустим, в России нет своей электроники и неудивительно, что она идет в том числе из Китая. Но ведь и там, где отечественная продукция никогда не уступала китайской, Россия сдает позиции. Так, по итогам первого полугодия 2007 года Россия стала лидером по импорту автомобилей из Китая, его объемы увеличились пятикратно. Недоверие к китайским машинам (еще недавно само такое словосочетание вызывало улыбку) у российских покупателей снизилось, поскольку соотношение цены и качества оказалось более приемлемым в сравнении с отечественным автопромом.

Аналитик автомобильного рынка Константин Романов, однако, считает, что впадать в преждевременную панику не стоит: «Захватывать такими темпами рынок возможно лишь в тех случаях, когда первоначальная доля на нем невелика, – отметил он. – Угрозы полной «китаизации» рынка пока нет. Во-первых, цена продукции КНР соответствует ее качеству и дополнительным услугам. Так, одной из проблем китайских производителей является отсутствие сервисных центров и неразвитость дилерских сетей. Кроме того, не следует забывать, что российские автомобили трансформируются, и эти изменения происходят в лучшую сторону». Если качество китайских автомобилей будет продолжать расти, КНР просто «перерастет» российский рынок и будет продавать машины в США и Западную Европу.

Но за то время, пока Китай развивается, от отечественного производителя может ничего не остаться. «Производство погибнет окончательно, миллионы людей окажутся на улице, как в начале 90-х годов, а стране останется лишь выкачивать природные ресурсы, – пугает корреспондента «НИ» руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин, – правительство, однако, от проблемы всячески пытается увиливать, давая, например, добро на создание отверточной сборки в автомобилестроении. Но это – не выход, и если серьезные действия не будут предприняты в ближайшие годы, последствия для страны в целом будут крайне печальными». Особенно эта перспектива пугает наших промышленников из-за грядущего вступления в ВТО: «По сути, мы лишаемся важных рычагов в регулировании внешней торговли, – отмечает г-н Пухов, – даже такие страны, как США, не могут с этим ничего сделать. Некоторые возможности останутся и в рамках этой организации, но люфт существенно сузится».

По словам эксперта, выход из ситуации банален, хоть и трудновыполним. «Ужесточение требований в соответствии с европейскими или американскими стандартами – вот что необходимо. Необходимо ликвидировать импорт по серым схемам. Значительная часть продукции из Китая ввозится именно таким образом, и уж тут ни о какой честной конкуренции говорить не приходится», – подчеркнул он. Впрочем, и это может не спасти: «Если потребление в Штатах снизится, то китайцы попробуют перенаправить свой экспорт именно в Россию. В таком случае вышеуказанные меры, боюсь, будут малополезны, поскольку экспортируемые в США товары как раз-таки низким качеством не страдают»,– констатирует он.

Очевидно, понимая бесперспективность борьбы с китайской экспансией, экономические власти России ищут альтернативу: не конкурировать, а кооперироваться. Директор департамента экономического анализа и перспективного планирования Минпромэнерго России Станислав Наумов в интервью «НИ» заявил, что по отдельным отраслям нам до конкуренции с Китаем еще далеко, равно как и наоборот, и «в этой ситуации надо думать не о том, как обострять взаимоотношения, а искать ниши для реализации совместных проектов», – уверен он. Вот только захочет ли Китай кооперироваться с Россией, большой вопрос.

ДМИТРИЙ МИГУНОВ

Новые Известия