11.09.2007

"Яндекс" посчитал деньги

"Яндекс" опубликовал результаты собственного исследования электронных платежей в Рунете на основе данных "Яндекс. Деньги". По подсчетам компании, количество сделок за пять лет составило более 15 млн, а число владе ль цев услуги "электронный кошелек" в системе достигло 600 тыс. Однако говорить о массовости сервиса рано, констатируют эксперты.

По материалам бюллетеня "Электронные платежи в Рунете", активность пользователей электронных платежных систем (ЭПС) возрастает: количество трансакций за прошлый год более чем вдвое превысило аналогичный прошлогодний показатель. А с начала 2007 года через "Яндекс. Деньги" прошло 6,5 млн сделок.

Российские пользователи ча ще платят электронными деньгами за услуги (96% от общего количества сделок), чем за товары (4%). Это происходит потому, что услуги нематериальны, как и электронные деньги, отмечается в исследовании.

Оплачивать товары, купленные в интернет-магазинах, пользователи пока предпочитают наличными при доставке. Тем не менее объемы и число платежей увеличиваются и в товарном сегменте.

Самый большой рост за год (с июня 2006 года по июль 2007 года) демонстрируют три сегмента рынка: информуслуги (в том числе интернет-знакомства, интернет-статистика и т. п.), хостинг и ПО. В первом полугодии 2007 года каждый пользователь пополнял свой кошелек в среднем три раза.

Средняя сумма зачисления - 1,3 тыс. руб. Каждый день происходит около 7 тыс. пополнений, утверждает доклад.

По данным "Яндекса", российские пользователи ЭПС чаще всего платят за сотовую связь.

В системе "Яндекс. Деньги" это каждый второй платеж. Около 70% всех платежей приходится на пять типов услуг. Кроме сотовой связи это реклама, доступ к интернету, онлайн-игры и хос тинг. Еще 20% - это операции между кошельками пользователей. Оставшиеся 10% делят между собой книги и музыка, телевидение, информационные услуги и ПО.

Как заявила B&FM главный редактор "Яндекса" Елена Колмановская, электронные деньги скоро займут свою прочную нишу в России, как это происходит сейчас в Европе. "Это единственное платежное средство, которое сделано в расчете на платежи в Сети. А поскольку интернет бурно развивается, мы видим тенденцию на подключение к "Яндекс. Деньги" все большего количества продавцов товаров и услуг, как материальных, так и виртуальных",- отметила она.

Однако эксперты не столь оптимистичны в своих прогнозах. Чтобы темпы роста остались прежними, необходимо, чтобы сервис стал более удобным: процесс регистрации должен стать проще и быстрее, а комиссия (сейчас 3-10%) - меньше, считает аналитик iKSConsulting Елена Крылова.

"В отличие от России западные пользователи предпочитают расплачиваться в интернете при помощи кредитных карт. Там доля ЭПС не превышает 10%",- продолжает Крылова. Причинами преимущественного распространения в Рунете ЭПС и, соответственно, препятствием для развития оплаты кредитными картами являются высокий уровень мошенничества с кредитками и небольшое их количество на руках у населения, говорит эксперт.

РОМАН РОЖКОВ

Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»