17.09.2007

Минэкономразвития наметило шесть новых автопроектов на 1,7 миллиардов долларов. Подписаны меморандумы об организации производства с иностранными автоконцернами

Минэкономразвития подписало в пятницу сразу шесть меморандумов об организации производства с иностранными автоконцернами. "Конкретные соглашения о промсборке могут быть подписаны до конца года", - уточнил замглавы инвестиционного департамента министерства Дмитрий Левченков. Он также подчеркнул, что "это настоящий прорыв. Соглашения о промсборке, подписанные нами в течение последних двух лет, дадут российскому автопрому 3,7 миллиардов долларов инвестиций. То есть за одну пятницу мы подписали соглашений на половину двухгодичного объема". Если все подписанные в пятницу проекты состоятся, их общая стоимость новых проектов до 2011 года составит около 1,7 миллиардов долларов, - пишет "Коммерсант".

Дело в том, что Минпромэнерго, Минэкономразвития и Минфин уже одобрили приказ о прекращении подписания соглашений о промсборке. Приказ начал действовать с 15 сентября. На этой неделе он будет зарегистрирован в Минюсте. Под вводимые ограничения не попадут лишь те меморандумы о запуске новых проектов, которые ряд автоконцернов успели заключить с Минэкономразвития до 15 сентября. Один из автопроизводителей на условиях анонимности пояснил "Коммерсанту", что "из-за недавней смены правительства меморандумы подписывались в авральном режиме". "В министерстве даже не знали, можно ли в документах упоминать Германа Грефа как исполняющего обязанности главы Минэкономразвития",- отметил собеседник газеты.

По словам Дмитрия Левченкова, среди намеченных проектов есть совсем новые. Например, строительство концерном General Motors (GM) еще одного завода в России, на этот раз по сборке моделей Opel, а также завода корейской SsangYong по сборке кроссоверов. Полный список автоконцернов, с которыми подписаны меморандумы, замглавы инвестиционного департамента Минэкономразвития назвать отказался.

Газета сообщает об одном из наиболее амбициозных проектов, закрепленных в эту пятницу, о котором ей удалось выяснить. Это СП GM и группы ГАЗ (подконтрольна ОАО "Русские машины" Олега Дерипаски). Стороны обсуждают совместное строительство завода по выпуску бюджетных автомобилей. На прошлой неделе господин Дерипаска провел переговоры на эту тему с главой GM Риком Вагонером. Наиболее успешной бюджетной моделью GM в России является Chevrolet Lanos стоимостью 9-10 тысяч долларов (третье место по продажам за январь-июль 2007 года с объемом 31,6 тысяч штук), но источники "Коммерсанта" утверждают, что GM и ГАЗ намерены выпускать автомобили "на принципиально новой платформе".

Предполагается, что часть продукции завода GM и ГАЗа будет продаваться под российскими брендами ГАЗа и, возможно, будет экспортироваться на развивающиеся рынки, в частности в Индию. Начальный объем выпуска завода GM и ГАЗа составит около 50 тысяч машин, однако может быть расширен до 200-300 тысяч. Площадка под строительство еще не выбрана. Официально о проекте GM и ГАЗа могут объявить до конца года. Кстати, руководство GM еще в марте говорило о том, что концерн разработает для России бюджетную модель стоимостью 7-8 тысяч долларов, не уточняя подробностей проекта.
"Коммерсант" напоминает, что год назад GM сообщал, что будет строить завод по сборке бюджетных моделей Chevrolet вместе с украинской корпорацией "Богдан". Партнеры хотели собирать не менее 160 тысяч Chevrolet в год (это сопоставимо с трехмесячным объемом выпуска АвтоВАЗа), и проект уже получил одобрение минэкономразвития. Но источники, знакомые с ситуацией, утверждают, что если партнерство GM и ГАЗа состоится, то проект с корпорацией "Богдан" может быть остановлен. Комментариев оператора этого проекта - гендиректора UTTECH Максима Каплуна у пятницу получить не удалось.

Сегмент бюджетных легковых автомобилей интересен группе ГАЗ, о чем она также неоднократно заявляла. Заявку на покупку румынского автозавода Daewoo Automobile Craiova (выпускает модели Daewoo, в том числе аналог "российской" модели Nexia) подавали "Русские машины", но затем отказались от проекта. У ГАЗа также есть опыт выпуска автомобилей на иностранной платформе под собственным брендом. Весной 2006 года группа купила у DaimlerChrysler оборудование для выпуска модели Chrysler Sebring и теперь будет собирать ее в Нижнем Новгороде под российским брендом Siber. Однако купленная ГАЗом платформа далеко не новая (DaimlerChrysler снял модель Sebring с производства). Кроме того, этот представительский седан класса D нельзя назвать бюджетным - цена Siber в базовой комплектации составит не менее 18 тысяч долларов.

Если партнерство GM и ГАЗа состоится, то ГАЗ станет совершенно новым игроком на российском рынке легковых авто, констатирует аналитик ИФД "Капиталъ" Михаил Пак. Ранее ГАЗ работал только в сегменте легковых машин класса D (выпуская "Волгу" и запустив Siber), но теперь наверняка войдет в меньшие сегменты С, В, а возможно, и А, считает эксперт. Он добавляет, что "Русские машины" вскоре станут совладельцами канадского производителя компонентов Magna, что может означать более глубокую локализацию бюджетных моделей GM в России, то есть их более низкую стоимость. Впрочем, аналитик "Уралсиба" Кирилл Чуйко считает, что GM и ГАЗ не удастся попасть в ценовой сегмент 7-8 тысяч долларов и производимый автомобиль "будет ближе" к Renault Logan (11 тысяч долларов). Впрочем, по мнению аналитика, даже в этом случае проект вполне интересен, особенно если будет ориентирован в том числе на экспорт. Кирилл Чуйко говорит, что партнеры могут повторить успех Logan, "который выстрелил на всех развивающихся рынках", - пишет "Коммерсант".