27.09.2007

Особенности национального отдыха и туризма РФ и её регионов изучило Маркетинговое агентство Step by Step

Россия располагает огромным потенциалом для развития рынка отдыха, развлечений, а также внутреннего и въездного туризма.

Российский рынок отдыха и туризма привлекает предпринимателей небольшими стартовыми инвестициями, быстрым сроком их окупаемости, стабильным спросом на его услуги, высоким уровнем рентабельности произведенных затрат.

Однако он по-прежнему остается одним из самых закрытых в российской экономике, доступом к информации о финансовом положении дел туристических фирм располагают сегодня одни налоговые органы.

В настоящее время на российском рынке представлены различные виды отдыха и туризма.

Таблица 1. Виды отдыха и туризма

Вид отдыха

Определение

Описание

Экологический (экотуризм)

Посещение мест с экологически чистой природой и хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием.

Призван обеспечивать общение с природой и способствовать усилению интереса туристов к природоохранным мероприятиям. Программы экологического туризма предусматривают посещение национальных и других парков, заповедников, экологически чистых мест и т.д. В процессе подобных туров проводятся семинары по экологии, встречи с общественностью и другие мероприятия.

Лечебно-оздоровительный

 

Вид туризма, совершаемый с оздоровительными или лечебными целями.

Курорты предоставляют туристам комплексы лечебно-оздоровительных процедур, услуги массажных кабинетов и т.п.

Спортивный

Вид активного отдыха; активные и целенаправленные виды физической подготовки и упражнений, тренировки, например, плавание, бег, велосипедные прогулки и др.

Главная задача - гарантирование возможности заниматься выбранным видом спорта.

Музейный

Разновидность туризма, специфика которого заключается в использовании туристского потенциала музеев и прилегающих к ним территорий.

Сотрудничество музеев и туризма основано на формировании системы историко-культурных и природных территорий.

Велосипедный

Популярный вид активного отдыха, имеющий множество разновидностей: от небольших прогулок и экскурсий до сложных велосипедных путешествий.

Маршруты велосипедного туризма прокладываются в различной местности: по проселочным дорогам, по равнинам и через горные перевалы. Для велосипедного туризма разработаны специальные конструкции велосипедов.

Водный

Вид туризма, при котором отдых осуществляется на воде с использованием байдарок, лодок, катамаранов, теплоходов и других плавательных средств.

Сплавы на байдарках, рафтах.

Требуется особое снаряжение, лодки, весла; одежда, обувь, термобелье.

Горный

Походы, предусматривающие прохождение маршрутов пешком по горной местности, преодоление перевалов выше 3000-3500 м; прохождение скальных участков, крутых склонов, ледников, горных рек.

Для горного туризма используется специальное оборудование: ледорубы, высокогорные ботинки, "кошки", скальные и ледовые крючья, карабины, веревки и т.д.

Конный

Форма активного отдыха, вид спортивного туризма.

Осуществляется в виде конных маршрутов, проходящих по заповедникам или национальным паркам. Конный туризм пользуется популярностью у любителей экологического туризма, поскольку позволяет туристам побывать в отдаленных от транспортных путей местах, с первозданной природой. Сложность разработки и реализации конного туризма заключается в необходимости обеспечить особый уход за лошадьми, организовать стоянки и особые меры безопасности и т.п.

Лыжный

Разновидность спортивного туризма, предусматривающая прохождение маршрута на лыжах по равнинам и предгорьям.

Лыжный туризм требует специальной подготовки участников и повышенного внимания организаторов.

Морской

Водные путешествия, совершающиеся на регулярных морских пассажирских или специальных круизных линиях.

На борту судна предоставляется полное обслуживание.

Этнический (ностальгический)

Вид туризма, который совершается людьми на места своего исторического проживания.

Участники ностальгического туризма -- в основном пожилые люди, которые ранее проживали в данной местности.

Паломнический

Разновидность религиозного туризма, совершаемого верующими людьми разных конфессий по святым местам.

Наиболее популярные и, значит, рентабельные маршруты - монастыри и историко-археологические памятники

Пешеходный

Разновидность туристского путешествия, которое осуществляется пешком.

Маршруты пешеходных походов чаще прокладываются на равнине или в предгорьях, невысоких горах (ориентировочно до 3000 м), практически в любых районах. Для пешеходного туризма необходимо специальное снаряжение: рюкзак, палатка, обувь и т.п.

Приключенческий

Вид туризма, связанный с организацией нестандартных туров в экзотические и экологически чистые природные резервации, с необычными нетрадиционными транспортными средствами.

К приключенческому туризму относятся походные экспедиции, сафари-туры (охота, рыбалка, фотоохота и др.), кругосветное плавание (яхтинг).

Рекреационный

Вид массового туризма с целью лечения и отдыха, восстановления и развития физических, психических и эмоциональных сил.

Рекреационный туризм может отличаться большим разнообразием и включать зрелищные и развлекательные программы и т. п.

Самодеятельный

Путешествие с использованием активных способов передвижения, организуемых туристом самодеятельно.
Вид путешествия, совершаемого туристом или группой туристов, не связанных никакими взаимными обязательствами с туристской фирмой.

Этот вид туристской деятельности реализуется на добровольной основе.

Свадебный

Вид туризма, рассчитанный на молодоженов.

Одним из несомненных преимуществ свадебного туризма является то, что романтическое путешествие станет частью самой церемонии, и после торжества не надо будет тратить время на сборы чемоданов и перелеты.

 

Наличие такого большого числа видов отдыха и туризма связано с географическим разнообразием территории России, с большим количеством исторических и культурных достопримечательностей, а также с разнообразием потребителей в предпочтениях по типу проведения отдыха. 

Таблица 2. Объем некоторых сегментов рынка

Сегмент рынка

Объем рынка в 2006г. млн. долл.

Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения

$2 896 млн.

Туристские

$1 704 млн.

Спортивная составляющая (фитнес, боулинг и т.п.)

$820 млн.

 

Кинотеатры

$412 млн.

Парки развлечений

$250 млн.

Источник: МА Step by Step

 

Объем гостиничного и туристического рынков на порядок превышают объемы его развлекательных составляющих.

 

По данным Федерального агентства по туризму РФ в  2006 году  объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения составил  72,4 млрд. рублей  и вырос  на 13,5 млрд. руб. по сравнению с 2005 г.

 

Во всех федеральных округах появились парки новые современные развлечений, однако их количество невелико.

 

То же самое можно сказать и об аквапарках, выделяя при этом южный федеральный округ, в котором количество данных объектов отдыха и развлечений значительно выше, чем во всех остальных регионах, что связано, очевидно, с его географическим расположением и ориентацией не только на местных жителей, но и на отдыхающих.

 

Количество дендрариев в России невелико. Очевидно, что данные объекты пока не попали в сферу пристального внимания инвесторов в  качестве объектов отдыха. Дельфинарии и океанариумы представлены всего в нескольких городах России. Наибольшее количество дельфинариев представлено на курортах Южного Федерального округа. Необходимо также отметить, что в четырех городах России расположена сеть Утрижского дельфинария.

 

В целом количество современных объектов отдыха и развлечений невелико и, очевидно, не покрывает имеющегося на рынке спроса.