Особенности национального отдыха и туризма РФ и её регионов изучило Маркетинговое
агентство Step by Step
Россия располагает огромным потенциалом
для развития рынка отдыха, развлечений, а также внутреннего и въездного
туризма.
Российский рынок отдыха и туризма
привлекает предпринимателей небольшими стартовыми инвестициями, быстрым
сроком их окупаемости, стабильным спросом на его услуги, высоким уровнем
рентабельности произведенных затрат.
Однако он по-прежнему остается одним из
самых закрытых в российской экономике, доступом к информации о финансовом
положении дел туристических фирм располагают сегодня одни налоговые
органы.
В настоящее время на российском рынке
представлены различные виды отдыха и туризма.
Таблица 1. Виды отдыха и туризма
Вид отдыха |
Определение |
Описание |
Экологический (экотуризм) |
Посещение мест с экологически чистой природой и хорошо сохранившимся
культурно-историческим наследием. |
Призван обеспечивать общение с природой и способствовать усилению
интереса туристов к природоохранным мероприятиям. Программы экологического
туризма предусматривают посещение национальных
и других парков, заповедников,
экологически чистых мест и т.д. В процессе подобных туров проводятся
семинары по экологии, встречи с общественностью и другие мероприятия.
|
Лечебно-оздоровительный
|
Вид туризма, совершаемый с оздоровительными или лечебными
целями. |
Курорты предоставляют туристам комплексы лечебно-оздоровительных
процедур, услуги массажных кабинетов и т.п. |
Спортивный |
Вид активного отдыха; активные и целенаправленные виды физической
подготовки и упражнений, тренировки, например, плавание, бег, велосипедные
прогулки и др. |
Главная задача - гарантирование возможности заниматься выбранным видом
спорта. |
Музейный |
Разновидность туризма, специфика которого заключается в использовании
туристского потенциала музеев и прилегающих к ним территорий. |
Сотрудничество музеев и туризма основано на формировании системы
историко-культурных и природных территорий. |
Велосипедный |
Популярный вид активного отдыха, имеющий множество разновидностей: от
небольших прогулок и экскурсий до сложных велосипедных путешествий. |
Маршруты велосипедного туризма прокладываются в различной местности: по
проселочным дорогам, по равнинам и через горные перевалы. Для велосипедного
туризма разработаны специальные конструкции велосипедов. |
Водный |
Вид туризма, при котором отдых осуществляется на воде с использованием
байдарок, лодок, катамаранов, теплоходов и других плавательных
средств. |
Сплавы на байдарках, рафтах.
Требуется особое снаряжение, лодки, весла;
одежда, обувь, термобелье. |
Горный |
Походы, предусматривающие прохождение маршрутов пешком по горной
местности, преодоление перевалов выше 3000-3500
м; прохождение скальных участков, крутых склонов,
ледников, горных рек. |
Для горного туризма используется специальное оборудование: ледорубы,
высокогорные ботинки, "кошки", скальные и ледовые крючья, карабины, веревки
и т.д. |
Конный |
Форма активного отдыха, вид спортивного туризма. |
Осуществляется в виде конных маршрутов, проходящих по заповедникам или
национальным паркам. Конный туризм пользуется популярностью у любителей
экологического туризма, поскольку позволяет туристам побывать в отдаленных
от транспортных путей местах, с первозданной природой. Сложность разработки
и реализации конного туризма заключается в необходимости обеспечить особый
уход за лошадьми, организовать стоянки и особые меры безопасности и
т.п. |
Лыжный |
Разновидность спортивного туризма, предусматривающая прохождение маршрута
на лыжах по равнинам и предгорьям. |
Лыжный туризм требует специальной подготовки участников и повышенного
внимания организаторов. |
Морской |
Водные путешествия, совершающиеся на регулярных морских пассажирских или
специальных круизных линиях. |
На борту судна предоставляется полное обслуживание.
|
Этнический (ностальгический) |
Вид туризма, который совершается людьми на места своего исторического
проживания. |
Участники ностальгического туризма -- в основном пожилые люди, которые
ранее проживали в данной местности. |
Паломнический |
Разновидность религиозного туризма, совершаемого верующими людьми разных
конфессий по святым местам. |
Наиболее популярные и, значит, рентабельные маршруты - монастыри и
историко-археологические памятники |
Пешеходный |
Разновидность туристского путешествия, которое осуществляется
пешком. |
Маршруты пешеходных походов чаще прокладываются на равнине или в
предгорьях, невысоких горах (ориентировочно до 3000 м), практически в
любых районах. Для пешеходного туризма необходимо специальное снаряжение:
рюкзак, палатка, обувь и т.п. |
Приключенческий |
Вид туризма, связанный с организацией нестандартных туров в экзотические
и экологически чистые природные резервации, с необычными нетрадиционными
транспортными средствами. |
К приключенческому туризму относятся походные экспедиции, сафари-туры
(охота, рыбалка, фотоохота и др.), кругосветное плавание
(яхтинг). |
Рекреационный |
Вид массового туризма с целью лечения и отдыха, восстановления и развития
физических, психических и эмоциональных сил. |
Рекреационный туризм может отличаться большим разнообразием и включать
зрелищные и развлекательные программы и т. п. |
Самодеятельный |
Путешествие с использованием активных способов передвижения, организуемых
туристом самодеятельно. Вид путешествия, совершаемого туристом или
группой туристов, не связанных никакими взаимными обязательствами с
туристской фирмой. |
Этот вид туристской деятельности реализуется на добровольной
основе. |
Свадебный |
Вид туризма, рассчитанный на молодоженов. |
Одним из несомненных преимуществ свадебного туризма является то, что
романтическое путешествие станет частью самой церемонии, и после торжества
не надо будет тратить время на сборы чемоданов и
перелеты. |
Наличие такого большого числа видов
отдыха и туризма связано с географическим разнообразием территории России, с
большим количеством исторических и культурных достопримечательностей, а
также с разнообразием потребителей в предпочтениях по типу проведения
отдыха.
Таблица 2. Объем некоторых сегментов
рынка
Сегмент рынка |
Объем рынка в 2006г. млн.
долл. |
Услуги гостиниц и аналогичных средств
размещения |
$2 896 млн. |
Туристские |
$1 704 млн. |
Спортивная составляющая (фитнес, боулинг и
т.п.) |
$820 млн.
|
Кинотеатры |
$412 млн. |
Парки развлечений |
$250 млн. |
Источник: МА Step by
Step
Объем гостиничного и туристического
рынков на порядок превышают объемы его развлекательных
составляющих.
По данным Федерального агентства по
туризму РФ в 2006 году объем услуг гостиниц
и аналогичных средств размещения составил 72,4 млрд. рублей и
вырос на 13,5 млрд. руб. по сравнению с 2005 г.
Во всех федеральных округах появились
парки новые современные развлечений, однако их количество невелико.
То же самое можно сказать и об
аквапарках, выделяя при этом южный федеральный округ, в котором количество
данных объектов отдыха и развлечений значительно выше, чем во всех остальных
регионах, что связано, очевидно, с его географическим расположением и
ориентацией не только на местных жителей, но и на
отдыхающих.
Количество дендрариев в России невелико.
Очевидно, что данные объекты пока не попали в сферу пристального внимания
инвесторов в качестве объектов отдыха. Дельфинарии и океанариумы
представлены всего в нескольких городах России. Наибольшее количество
дельфинариев представлено на курортах Южного Федерального округа. Необходимо
также отметить, что в четырех городах России расположена сеть Утрижского
дельфинария.
В целом количество современных объектов
отдыха и развлечений невелико и, очевидно, не покрывает имеющегося на рынке
спроса.
|