11.10.2007

"Голден Телеком" пойдет в регионы через "Корбину". В развитие сети дочерней компании холдинг вложит $1,5 млрд

Холдинг "Голден Телеком" (ГТ) впервые огласил детали проекта по строительству сети широкополосного доступа в интернет в 65 городах России. Бюджет программы, которую ГТ рассчитывает завершить к 2010 году, составит $1,5 млрд. Аналитики считают, что программа позволит ГТ увеличить долю на рынке доступа в интернет почти вдвое -- до 20%, однако негативно повлияет на рентабельность компании в ближайшие годы.

Детали программы, анонсированной еще летом этого года, вчера назвали представители ГТ и его дочерней компании "Корбина Телеком". Общий бюджет проекта, осуществление которого возложено на "Корбину", к 2010 году составит $1,5 млрд. По словам главы ГТ Жан-Пьера Вандромма, капитальные затраты на строительство сети составят $400 млн. $640 млн составят операционные расходы (зарплата персонала компании и создание центров обслуживания абонентов по всей России, затраты на рекламу и маркетинг). На подключение конечных абонентов к магистральной сети (прокладку кабелей до каждой квартиры, закупку абонентского оборудования) планируется потратить $240 млн. В ГТ рассчитывают, что к 2010 году смогут расширить базу подписчиков до 42,3 млн абонентов.

Телекоммуникационный холдинг "Голден Телеком" создан в 1999 году. 37% акций компании торгуются на бирже NASDAQ, 18% принадлежат норвежскому оператору Telenor, 26% -- холдингу Altimo, 11% -- ОАО "Ростелеком", 8% -- компании Inure. ГТ имеет филиалы в 26 городах России, работает на Украине, в Казахстане и Узбекистане. Выручка ГТ за второй квартал 2007 года -- $298,7 млн.

Опрошенные Ъ аналитики сочли инвестиционную программу ГТ оправданной. Согласно оценкам ИК "Атон", спрос на услуги широкополосного доступа в регионах России быстро растет, к 2010 года проникновение выделенных интернет-линий вырастет с нынешних 9% до 16%. "Если 'Голден Телекому' удастся реализовать заявленные планы, то холдинг может увеличить свою долю на российском рынке интернет-доступа с 8,5% до 20%",-- полагает аналитик ИК "Атон" Анна Курбатова. По мнению госпожи Курбатовой, экспансия ГТ в регионы приведет к снижению цен на доступ в интернет: "Сейчас в регионах 1 Гб интернет-трафика стоит около $80. В то же время ГТ заявляет, что намерен сделать ставку на снижение цен, максимально приблизив их к уровню Москвы, где цена 1 Гб стоит порядка $2". Эксперт IKS-Media Маргарита Зобнина считает, что масштабные инвестиции в сочетании с низкими тарифами могут негативно сказаться на рентабельности ГТ: "Во втором квартале 2007 года EBITDA margin компании составила 27%. В ближайшие год-два этот коэффициент может снизиться до 23-25%".

Конкуренты ГТ пока не планируют масштабной экспансии на массовый рынок в регионах и считают планы холдинга трудновыполнимыми. "Как показывает мировой опыт, занять в заявленные ГТ и 'Корбиной' сроки до 60% рынка крупной страны не удавалось еще ни одному оператору",-- говорит директор департамента общественных связей холдинга "Ренова-Медиа" Екатерина Хаустова. Директор по связям с общественностью оператора "Комстар-ОТС" Анна Бойко отмечает, что компания в регионах пока что ориентируется не на массовый рынок, а на корпоративных клиентов и покупателей элитного жилья.

Инна Ъ-Ерохина

КоммерсантЪ