Задержка рейса. «Мечта» Boeing сбудется на полгода позжеАвиастроительный концерн Boeing объявил вчера, что срок начала коммерческих поставок проектируемого лайнера Boeing-787 Dreamliner сдвигается на полгода из-за проблем, возникших в ходе сборки первых экземпляров самолета. Его первый испытательный полет также отложен на несколько месяцев. Руководство компании выразило уверенность, что изменение графика работ не нанесет ей финансового ущерба. Европейскому авиастроительному концерну Airbus подобная задержка с проектированием и поставкой самолета А380 обернулась многомиллиардными убытками. Правда, А380 отстал от графика гораздо серьезнее -- на два года. Первый собранный Dreamliner был представлен публике 8 июля этого года. Впервые в истории гражданской авиации Boeing сделал фюзеляж и крылья самолета не из традиционного алюминия, а из композитных материалов на основе углеволокна. Это революционное решение, по мнению создателей, должно было придать Boeing-787 высокую топливную эффективность (на 20% лучше, чем у существующих лайнеров сходного класса), легкость, долговечность, устойчивость к коррозии. Скептики же предрекали, что оборотной стороной этого технологического прорыва будут трудности при проектировании и эксплуатации. Похоже, они не ошиблись. Первый испытательный полет Boeing-787 был изначально запланирован на конец августа -- начало сентября. Но 5 сентября компания перенесла полет на ноябрь или декабрь, как было объявлено, из-за проблем с окончательной сборкой самолета и инсталляцией программного обеспечения систем управления полетом. При этом график коммерческих поставок должен был остаться неизменным: начать их компания намеревалась в мае 2008 года. Вчера глава компании Джим Макнирни, совмещающий посты председателя совета директоров, президента и старшего исполнительного директора Boeing, объявил, что поставки все же начнутся не раньше чем в конце ноября или в декабре следующего года. Первый испытательный полет теперь ожидается в конце первого квартала 2008 года. Причиной задержек руководство Boeing назвало так и не преодоленные трудности с установкой программного обеспечения и интеграцией систем самолета, а также нехватку отдельных деталей, необходимых для завершения сборки самолета. В частности, компания столкнулась с глобальным (то есть общемирового масштаба) дефицитом «застежек» -- элементов, скрепляющих между собой секции фюзеляжа Dreamliner. Поскольку задачу скреплять большие куски углекомпозитной трубы еще никто в истории мировой авиации перед собой не ставил, неудивительно, что производство соответствующих деталей пока не приобрело широкого распространения. «Мы расстроены изменениями графика, о которых объявляем сегодня, -- заявил г-н Макнирни. -- Но несмотря на трудности, возникающие перед нами в процессе продвижения этого революционного продукта, мы по-прежнему уверены в схеме 787-го и в основных инновациях и технологиях, на которые она опирается». В официальном заявлении Boeing выражается убеждение, что задержка начала поставок Dreamliner не нанесет компании заметного материального ущерба. Прогнозы доходов Boeing на 2007 и 2008 годы остаются пока без изменений. Оправдается ли этот оптимизм, зависит от того, окажется ли вчерашний срыв графика последним. Предостережением Boeing служит безрадостный пример лайнера А380, разработанного другим крупнейшим мировым авиастроительным концерном -- европейским Airbus. А380 был обещан потребителям к 2005 году. Сначала Airbus объявил, что опаздывает с самолетом на полгода, потом -- еще больше. В итоге первый А380 будет передан заказчику в этом месяце, на два года позже первоначального графика. Эта история (правда, в комбинации с другими не менее острыми проблемами) стоила Airbus отставки двух составов высшего руководства и тяжелейших убытков. Акции Boeing после объявления о задержке поставок Dreamliner стали резко дешеветь. К середине дня на Нью-Йоркской фондовой бирже котировки упали с 101,45 до 97,04 долл. за акцию. Михаил КУКУШКИНВремя новостей |