15.11.2007

«АвтоВАЗ» желает избавить потребителей от дополнительных затрат. Руководство автоконцерна предлагает отсрочить введение новых экологических норм и применить европейский опыт

С 1 января 2008 года в России будет обязательным стандарт «Евро-3». Несмотря на то, что «АвтоВАЗ» к переводу своего модельного ряда на «Евро-3» готов, председатель совета директоров «АвтоВАЗа» и гендиректор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов 8 ноября направил премьеру Виктору Зубкову письмо, в котором предлагается применить в России европейский опыт, но введение стандарта таким образом придется отсрочить, - сообщает газета «Ведомости».

Президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин объяснил изданию, что они, в частности, не согласны с тем, что введение «Евро-3» должно ложиться на плечи потребителя. Токсичность или экологичность машины - не потребительское свойство, так что повышать цену, тем более на самые дешевые машины, рассчитанные на небогатых людей, невозможно. На производителей ложатся дополнительные затраты, снижая их прибыль, которая могла бы быть направлена на разработку новых моделей. По словам Алешина, на введение «Евро-2» «АвтоВАЗ» потратил 3 миллиарда рублей. Еще 1,8 миллион рублей составят дополнительные затраты на введение «Евро-3» в 2008 году. Машины в среднем подорожают на 200 долларов, а это весьма критично для самых дешевых вазовских моделей, считает Алешин.

Глава «АвтоВАЗА» напомнил, что введение экологических норм компенсировалось государством. Так, при введении стандарта «Евро-4» в Германии покупателям давали налоговую льготу в 307-614 евро в зависимости от типа двигателя, а в Бельгии проводилась прямая дотация покупателям более экологичных машин (3% от розничной цены, но не более 850 евро). Чемезов предложил Зубкову разработать меры по снижению транспортного налога для покупателей более экологичных автомобилей и предоставлению им бюджетных субсидий. Транспортный налог должен уменьшиться более чем на 50% за пять лет, считает Алешин, это должно случиться одновременно с введением «Евро-3».

Предложение автоконцерна Сергей Иванов уже получил и поручил рассмотреть его Минфину, Минэкономразвития и Минпромэнерго, - об этом изданию рассказали источник в аппарате Иванова и на «АвтоВАЗе». Но эксперты считают, что «Евро-3» надо вводить в ранее намеченные сроки. Такого мнения придерживается, например, высокопоставленный чиновник одного из министерств. А предправления группы ГАЗ Сергей Занозин считает, что предложение Объединения автопроизводителей России предоставить отечественным автозаводам квоты на производство легковушек стандарта «Евро-2» до 2009-2010 года более реально. Квоты помогут решить одну из главных проблем с введением «Евро-3» - автопроизводителям не придется тратиться на модернизацию устаревших моделей, которые через пару лет и так придется снимать с производства, говорит Занозин.

Предложенные «АвтоВАЗом» меры помогли бы ему не потерять рынок, отмечает аналитик Deutsche Bank Елена Сахнова, иначе к 2009 году его доля может сократиться до 20%. Меры по стимулированию потребителей на покупку экологичных автомобилей действительно нужны, замечает эксперт по автопрому A. T. Kearney Евгений Богданов. Renault с нового года начнет выпускать Logan в России с двигателем «Евро-3» и машина не подорожает, обещает представитель Renault Оксана Назарова.

Представитель «Рособоронэкспорта» от комментариев отказался, - пишут «Ведомости».