15.11.2007

Введение системы e-ticket не за горами. Госдума одобрила закон об электронных билетах

"Аэрофлот", Sky Express, S7 ("Сибирь") и другие авиакомпании уже активно используют систему бронирования и продажи билетов через интернет. С помощью компьютера пассажир может выбрать подходящий для себя рейс, уточнить наличие мест и тарифы и оплатить билет. Однако специфика налогового законодательства до сих пор мешала введению системы e-ticket в полной мере. Около 60% пассажиров, пользующихся услугами крупных перевозчиков - командированные, которые в обязательном порядке нуждались в документе строгой отчетности. Существующая система не могла обеспечить этого. Теперь Госдума одобрила закон об электронных билетах. В Воздушный и Налоговый кодексы будут внесены изменения, - сообщает "Газета.Ru".
Пресс-секретарь Минтранса Тимур Хикматов объяснил изданию, что "до одобрения закона, бухгалтерии компаний принимали только бумажный билет. Теперь командированные смогут использовать в качестве документа строгой отчетности распечатку электронного билета".
Аналитики считают, что ускорение разработки законодательства, призванного полноценно внедрить систему электронных билетов, вызвано требованием Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), обязывающего с 1 января будущего года перейти на электронную систему регистрации и продажи билетов для международных перелетов. В списках IATA на сегодняшний день фигурируют шесть российских авиакомпаний: "Аэрофлот", "Трансаэро", S7 ("Сибирь"), "Волга-Днепр", "Россия", "Владивосток-Авиа". Одним из основных преимуществ системы e-ticket является снижение стоимости проезда. "На обслуживании одного пассажира компания будет выигрывать около 10 долларов", - говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Максим Исаев. Помимо финансовой выгоды, экономится время на оформление и распечатку бумажного билета, а также на поездку в офис продаж.
Авиакомпании теперь получают юридическое основание для оформления электронного билета. Но консерватизм российских потребителей им еще предстоит преодолеть, ведь пассажиру придает уверенность наличие официального бумажного носителя.
Пресс-секретарь "Аэрофлота" Ирина Данненберг радуется грядущим изменениям. Сейчас авиакомпания вынуждена устанавливать аппараты для выдачи контрольно-кассовых чеков, необходимых для командированных. А Максим Исаев предполагает, что введение электронного билета может привести к сокращению количества офисов продаж. В Москве можно оставить, к примеру, лишь один крупный офис - в центре города. В регионах, где интернет еще не столь распространен, как в столичном регионе, процесс затянется. "Пока будет длиться переходный период, сокращения офисов продаж не будет", - пообещала пресс-секретарь "Аэрофлота". Она уточнила, что проблем с покупкой e-ticket ни у кого не будет, - оформить электронный билет уже сейчас можно не только со своего компьютера, но и в обычном офисе продаж. Как и прежде обычный билет можно будет возвратить билет электронный: возврат билетов и денег ничем не будет отличаться. Расплатившимся по пластиковой карте, деньги вернутся на счет.
Однако для массового внедрения электронных билетов нужно разработать еще ряд подзаконных актов и регламентов. Например, при покупке билета, бумажного или электронного, все данные будут учитываться в специальном реестре. Туда войдет вся информация, предоставляемая пассажиром при оформлении документов перевозки. Порядок ведения реестра должен быть разработан авиационными властями совместно с антитеррористическими службами, - подчеркивает "Газета.Ru".
По словам Натальи Сорокиной из "ЦентрИнвеста", "Госдума, приняв закон, передает инициативу авиакомпаниям и аэропортам". А трудности внедрения электронного билета связаны не только с налоговым законодательством, но и с недостаточной технической оснащенностью аэропортов. Аналитик напомнила о ситуации, когда на стыковочных рейсах пассажиру приходится высаживаться, получать багаж и снова проходить регистрацию. Таким образом, для полноценного использования возможностей e-ticket авиакомпаниям придется изменить порядок своей работы в аэропортах. Сколько на это понадобится денег и времени, пока сказать не может никто, - отмечает "Газета.Ru".