Новый законопроект ФАС и МЭРТ не нравится ритейлерам
Глава проекта, подготовленная ФАС, включает в себя три статьи. Первая под названием "Доминирующее положение", снижает порог доминирования для субъекта розничной торговли на оптовом рынке, где он приобретает товар, с общих для всех 35 до 15%, для группы из трех субъектов (с минимальной долей одного 3%) – до 20%, из пяти – до 30%, пишет «Коммерсант». Начальник управления ФАС по защите конкуренции в социальной сфере и торговле Тимофей Нижегородцев сказал изданию: "У нас производственных мощностей в два раза больше, чем розничных. Сети пользуются дефицитом торговых мест и заставляют поставщиков уходить с рынка. В итоге сети развиваются, а отставание роста производства скоро приобретет угрожающие масштабы. Поэтому мы связываем розничный рынок с оптовым". По его словам, когда пороговые значения будут достигнуты, "никаких офицеров ФАС в супермаркетах не будет". Нижегородцев говорит, что тогда субъект попадает в реестр, и на него будут налагаться "ценовые" или "поведенческие" условия. Благодаря второй статье, "Порядок установления доминирующего положения", ФАС получает право утверждать порядок определения доминирующего положения субъекта и изменять границы рынка, на котором он доминирует, учитывая общий объем розничного товарооборота. Третья статья, "Антимонопольные требования при осуществлении торговой деятельности", запретит субъекту иметь долю, превышающую 35% в розничном товарообороте. Гендиректор ОАО "Магнит" Сергей Галицкий высказался резко против нового закона, объяснив это тем, что по его мнению, все эти ограничения вызовут только проблемы с товарами. "Мы не имеем отношения к росту цен. Мы лишь трубопровод, который доносит товар до покупателя. Рост цен связан с ростом цен на сельхозпродукцию. А мы даем лишь торговую наценку. У нас норма прибыли 3%, а у производителей – в разы больше",– приводит слова бизнесмена «Коммерсант». Галицкий также добавил, что розница не конфликтует с производителями, с них не требуют плату за вход, сети не берут лишь продукты, потери по которым превышают выручку, а за хорошими производителями "сами бегают". По его словам, ст. 3 содержит "коррупционные моменты". «Кто и как при увеличении доли свыше 35% будет решать, как записано в тексте, «не создается ли возможность для устранения конкуренции на рынке»? Я даже тариф на это представляю!», – возмутился Галицкий По мнению вице-президента "Опоры России" Владислава Корочкина, нынешний проект закона – "это конец честного бизнеса, возврат в СССР и создание коррупционных барьеров". Как пишет «Коммерсант», присутствовавший на заседании председатель совета директоров ОАО "Седьмой континент" Владимир Карнаухов считает, что "поставщики растут вслед за ростом сетевой торговли", а данный проект тормозит этот рост, лишая его стимула. Он уверен, что пока рано устанавливать пороги доминирования, а 15% - слишком низкое значение. Если порог устанавливать, то на уровне 25%. Карнаухов назвал одной из самых опасных норм – наделение уполномоченного органа исполнительной власти правом утверждать перечни товаров розничной торговли (для расчетов доли субъекта на рынке). "Перечень должен быть не обязательным, а рекомендательным, иначе они напишут нам товары, которые покупать никто не будет!" – заявил он. Владимир Карнаухов считает, что для борьбы с ростом цен на продукты государство должно предоставлять преференций производителям. По словам президента РАТЭК Александра Онищука, проект не решает проблемы дефицита торговых площадок, а все ограничения по доле на рынке обходятся созданием "фирм" при сетях, которые будут закупать продукты, которые после у них будет закупать сеть. Он уверен, что издержки от схемы двойных закупок отразятся на потребителях. В ответ на критику законопроекта, начальник отдела МЭРТа по регулированию внутренней торговли Надежда Кузнецова сообщила, что министерство будет проводить ежедневные совещания для обсуждения проекта закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". В него будут также внесены нормы о регулировании цен на пять видов социально значимых продуктов. Наиболее вероятно, что ограничение каснется размера торговой наценки на товар, что также для ритейлеров. |
||