25.12.2007

Олимпийские игры… Величайшее шоу на земле или обычный фарс?

В свете того, что до олимпиады осталось уже меньше 250 дней, всё внимание приковано к Китаю и к Олимпийским играм 2008. Игры, вероятно, являются одним из наиболее важных всемирных мероприятий для маркетологов …. Особенно это касается игр в Пекине, поскольку они являются крупнейшим мировым рынком. Но заметили ли это потребители?

Компания Synovate провела исследование среди 9500 людей из США, Азии и Европы обо всем, что связано с Олимпийскими Играми, и получила следующие интересные результаты.



Где же проходят Олимпийские Игры?

Почти половина опрошенных (45%) не знают, что Олимпийские игры будут проходить в следующем году в Пекине. Хотя ровно столько же респондентов - знают об этом, и в этом вопросе австралийцы продемонстрировали самую высокую осведомленность (94%), французы - 71% и жители Сингапура - 68%.

Ян Хофмайер из компании Synovate, возглавляющий отдел инновационных практик Бренд&Коммуникации, отмечает, что для спонсоров и участников рынка, имеющего отношение к Олимпийским Играм, данный показатель уровня общей осведомленности представляется вполне удовлетворительным.

Игры в Китае отличаются по объему проведенных работ в плане спонсорства и маркетинговых программ. У многих компаний доля рынка в Китае ниже, и Олимпийское спонсорство может стать хорошей стартовой площадкой для развития. С этой точки зрения известность во всем мире - это, безусловно, хорошее начало.

Спонсорство и деньги

Когда респондентам был задан вопрос, заметили ли Вы, кто выступал спонсором Олимпийских Игр, 63% опрошенных ответили утвердительно, при этом в странах, в которых уже проводились Олимпийские игры, показатель осведомленности достигает: в Австралии 42%, в Соединенных Штатах - 51%, и в Германии - 78%.

Респонденты поровну разделились в своем отношении к Олимпийским Играм. Скептики придерживались мнения, что все дело в деньгах; идеалисты - упорно не хотели соглашаться с высказыванием, что "в конечном счете в Олимпийских играх все определяют деньги, а не спортивные достижения". Европейцы склонны придерживаться позиции скептиков. 64% французов, 61% поляков, 60% сербов искренне верят, что все решают деньги. В Малайзии 58% респондентов придерживаются данной точки зрения.

Более идеалистичной - или лояльной - позиции придерживаются американцы (43%), жители Индии (38%) и датчане (34%).

Хофмайер признался, что наиболее интересным ему показалось то, что Европа и Америка придерживаются полярно противоположных мнений.

"Европейцы склонны отводить решающую роль деньгам в знак протеста чрезмерной коммерциализации мероприятия. В противоположность им, жители Штатов не склонны полагать, что происходящее будет поставлено на коммерческие рельсы. Это присуще их культуре".



Проблемы Пекина

С началом обсуждений Олимпийских Игр Пекин стал упоминаться в прессе чаще обычного, и основной акцент был сделан на экологической ситуации в городе. В этом свете абсолютно неудивительно, что 53% опрошенных признали загрязнение одной из наиболее важных проблем.

Половина (49%) респондентов из Китая также отметили обеспечение безопасности как одну из важных проблем в Китае. (по данным ABC News Греция потратила на обеспечение безопасности при проведении летних Олимпийских Игр в Афинах в 2004 году $1,2 млн)

Языковой барьер стал проблемой Пекина для 47% респондентов, наравне с упомянутыми 46% респондентов пробками. Из 12 участвовавших в опросе стран только 0,1% респондентов полагали, что возникнут затруднения с питанием, гигиеной, культурными различиями.



Выгодно ли принимать Олимпийские Игры?

Громогласное "Да" было ответом респондентов. Всего 3% респондентов считают, что Олимпийские Игры не приносят экономической выгоде стране.

Хофмайер отметил, что его поразил тот факт, что 82% респондентов, ожидают экономической выгоды от проведения Олимпийских Игр в своей стране.

"кажется, что люди позитивно относятся к перспективе проведения Олимпийских Игр в своей стране, невзирая на доводы экономистов".

В экономической целесообразности проведения Олимпийских Игр в своей стране не сомневались 91% тайцев, готовых проявить гостеприимство.

Среди преимуществ, которые дает проведение Олимпийских Игр, на втором месте оказалось приобретение всемирной известности страной - "хозяином" Игр. В общей сложности 66% респондентов ответили, что в таком случае страна станет известнее для остального мира. Тайцы снова были увереннее остальных (90%).

В общей сложности 64% всех респондентов из (них 82% - Тайцев) выразили уверенность, что жители страны, принимающей Игры, могут гордиться этим фактом. В этой связи любопытно отметить, что США и Австралия, будучи странами, в которых уже проходили Олимпийские Игры, также согласились с утверждением об Играх как предмете национальной гордости (75% и 74% соответственно).

Что касается самих спортсменов, 63% из них отметили, что проведение Игр в их стране стало бы хорошим стимулом для людей, занимающихся спортом.



Кто взойдет на пьедестал?

И золото выигрывает… Палау?! Не желая ни в коей мере умалить заслуги малочисленного народа с островов Палау, все же подобные слова на Олимпиаде прозвучали бы неожиданно. Неужели результаты Игр настолько предсказуемы, что становится скучно?

Более трети респондентов выразили уверенность в предсказуемости результатов. При этом большинство экспертов сошлись во мнении, что Китай впервые бросит вызов Штатам по количеству медалей, это более чем лидирующее мнение об Играх в Пекине.

Исследование Synovate показало, что респонденты из стран, обычно успешно выступающих на Олимпийских Играх, таких как США (82%), Германия (66%), Австралия (63%), считают исход Игр непредсказуемым. Респонденты же из стран, не завоевавших много медалей, в самом деле считали, что в Играх побеждают одни и те же страны. О предсказуемости результатов соревнований говорили Тайланд (63%), Малайзия (56%) и Сингапур (41%).

Хофмайер называет это явление "комплексом маленькой страны". Эти страны являются мировыми игроками в других сферах и не доминируют в крупных спортивных мероприятиях.

Время покажет, кто возглавит медальную таблицу, но одно можно сказать точно уже сейчас… миллионы людей со всего мира будут, затаив дыхание, наблюдать за Играми 2008 в Пекине, болея за команду своей страны и наблюдая за тем, как Китай проводит такое мега-мероприятие как Олимпийские Игры.

ЛЮБОПЫТНАЯ СТАТИСТИКА

> Соединённые Штаты и Австралия солидарны во многих вопросах, касающихся олимпийских игр. Возможно, это потому что совсем недавно обе эти страны принимали Олимпийские Игры (Сидней 2000 и Солт Лейк Сити 2002), но, возможно, но эта связь обусловлена и некими культурными аспектами...?

> Только в Голландии и Сингапуре меньшинство согласилось с тем, что их страны готовы принять Олимпийские Игры - 48% и 42% соответственно.

> При оценивании потенциальной выгоды проведения Олимпийских Игр для своей нации, только индусы

отметили национальную гордость и патриотизм как наиболее важное преимущество, чем экономическая и туристическая выгода.