06.02.2008

Региональным СМИ Петербург тесен

Ведущими игроками рекламного рынка петербургской прессы являются региональные СМИ. По результатам мониторинга рекламы в прессе за 2007 год, проведенного ИФ «Гортис», в топовую «пятерку» изданий, собравших наибольшие рекламные бюджеты заказчиков, вошли Metro (почти 517 млн. руб), «Деловой Петербург» (порядка 446 млн. руб), «Панорама TV» (почти 350 млн. руб), «Центр Plus» (более 336 млн. руб) и «Из рук в руки» (более 270 млн.руб). Данные ИФ «Гортис» предоставляются без учета скидок на размещение рекламы.


данные предоставлены ИФ "Гортис"

Данные издания уже не первый год являются лидерами рынка рекламы в прессе, при этом все же эксперты отмечают падение доли бесплатных рекламных газет – в частности, по результатам прошедшего года «Центр Plus» переместился по доходам от рекламы на предпоследнее место. 

Как пишет Expedition Media, насыщенность отдельных газетных и журнальных ниш Северной столицы различна. В наиболее заполненных, как правило, конкурируют «сетевые» и местные брэнды. Яркий пример – сегмент телегидов. Значительная часть изданий этой категории появилась в середине 1990-х годов («Панорама TV», «Петербургский телезритель, «Петербургский телевик», «Программа передач телевидения и радио»). В 2001 г. в городе начал работать региональный выпуск общероссийского телегида «Антенна – Телесемь» («ИнтерМедиаГруп»), в 2006-м - бесплатный телегид Metro TV (международная издательская группа Metro International).
Еще год назад совокупный тираж телегидов в Петербурге превышал 1 млн. 700 тыс. экземпляров. Как отмечали тогда издатели, наращивать тиражные показатели в пределах города и окрестностей стало экономически нецелесообразным. В этих условиях питерская «марка» впервые появилась в других регионах – «Панорама TV» начала осваивать города-миллионники - Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Самару, Челябинск и т.д. В прошлом году данные телегид начал выходить в столице.

Петербургский сектор газет бесплатного распространения представлен рекламными, рекламно-информационными и массовыми информационными изданиями. Основные игроки в первом случае - «Экстра-Балт», «Центр Plus», «Асток-Пресс», «Для каждого дома», «Привет, Петербург», «Петровский курьер». Во втором - газеты «Мой район», Metro, «Утро Петербурга».

В сегменте платных информационных газет помимо федеральных брэндов («Известия», «АиФ», «Комсомольская правда», «Жизнь за всю неделю» и др.) работают и местные, которые, как правило, существуют на дотациях («Санкт-Петербургские ведомости», «Смена», «Невское время»).
В качестве популярных деловых газет Петербурга эксперты называют еженедельники «Деловой Петербург», «Деловая неделя» (ИД «Асток»), а также федеральные проекты «Коммерсантъ в Санкт-Петербурге», «Ведомости», The St.Peterburg Times. Кроме того, в 2007 г. в городе появился региональный выпуск ежедневной газеты «РБК daily» - «РБК daily-Санкт-Петербург», а «Деловой Петербург» продолжает активно осваивать российские регионы – в частности, в Краснодаре вышла «Деловая газета: юг», был открыт корпункт в Сочи.

Регионы осваивают и журналы делового формата - The Chief и «Наши деньги», в Петербург в начале 2008 года пришло издание «Личный бюджет – СПб». «Рынок деловой прессы пойдет по пути специализации, будут развиваться нишевые издания. Возрастет роль крупных медиахолдингов», - комментируют ситуацию специалисты «Гортис». При этом эксперты отмечают, что данная тенденция – сегментирование и нишевость - характерна не только для деловой прессы. Как отмечает Expedition Media, в сфере нишевых СМИ чаще представлены именно региональные медиа. Например, в пространстве изданий о недвижимости работают журналы-каталоги «Квартиры в строящихся домах», «Городской каталог недвижимости. Коммерческая недвижимость», «Недвижимость в кредит», журнал «Новая квартира». Все они входят в информационно-издательский центр «Недвижимость Петербурга» - крупнейший ИД на местном рынке специализированной прессы. В целом в Петербурге  помимо федеральных медиаструктур функционирует ряд местных издательских домов, издающих по нескольку печатных СМИ – в частности, в ИД «Top-Manager» входят журналы  Top-Manager и Business Woman, а Медиа-группа «Экспресс Сервис» издает журналы «На Невском», «Free Тайм» и издание об архитектуре, дизайне и современном интерьере «Под ключ».
Всего, по словам специалистов ИФ «Гортис» в Петербурге насчитывается более 1 тыс. разноформатных изданий, при этом, по словам Олега Евстафьева, директора по маркетингу Metro, 50% рынка рекламы в прессе «делают» 5 изданий, входящих в топовую «пятерку» по результатам мониторинга «Гортиса». По данным этой исследовательской компании за 2007 год, количество рекламодателей в этих изданиях выросло – за исключением «ДП», где оно сократилось с 3 987 (2006 год) до 3 970 в 2007-м. Также в этом ежедневном издании, по данным «Гортиса», сократилось количество площадей рекламных объявлений (на 3 337 кв.см).

данные предоставлены ИФ "Гортис"


данные предоставлены ИФ "Гортис"


Что касается рекламодателей печатных изданий, то топовая «пятерка» выглядит следующим образом: недвижимость, строительство; автомобили, запчасти, сервис; обучение и подбор персонала; услуги производственного характера, а также юридические, бухгалтерские и аудиторские услуги.


данные предоставлены ИФ "Гортис"

adlife.spb.ru