28.02.2008

"99 франков". Фильм по легендарному роману Фредерика Бегбедера две недели в российском прокате

Рекламный плакат фильма "99 франков" Сомневаюсь, что кто-то из здесь присутствующих не читал "99 франков" Фредерика Бегбедера, французского писателя, дезертира рекламного фронта. Если такие и найдутся, то они или делали это нарочно из чувства протеста, или по каким-либо другим ну очень уважительным причинам. Итак, исходя из того, что книгу читали многие, а некоторые уже успели ознакомиться с экранизацией от Яна Кунена, о фильме и поговорим.

Октав Паранго, которого так и подмывает назвать Фредериком, законченная дрянь. "Никогда еще за последние две тысячи лет слабоумные кретины вроде меня не обладали таким могуществом", - говорит он, а мы соглашаемся. Ни для кого уже не является секретом то, что мы - почти добровольные жертвы рекламы и таких обманщиков, как Октав. Мы уже с пониманием относимся к таким, как он. Это же их работа, пусть живут, нюхают свои наркотики, сношаются с холеными самками и впаривают обществу потребителей йогурты под видом путевки в счастливую жизнь, где все стройные, красивые и довольные.

Безумно хочется пуститься в построение параллелей между Бегбедером и Пелевиным, а то и Минаевым, сравнивать кино и книгу, ругать и хвалить режиссера, восхищаться актерской игрой, но я не буду. Хотя нет, буду: Кунену удалось реабилитироваться после "Блуберри" в глазах поклонников одиннадцатилетнего "Добермана" - "99 франков" кино по крайней мере не посредственное и не проходное. Да и Дюжарден, известный своими ролями в лентах "Агент 117", "Чертов мобильник" и "Брис великолепный", чудо как хорош в роли Бегбедера, простите, Паранго. Актер очень похож на автора. Тем, кто проводил кастинг, ставим жирную пятерку. Фредерик Бегбедер не удержался от соблазна и таки втиснул свою очаровательную физиономию в картинку фильма. Он то появляется в сурово-абстинентном отражении Октава в зеркале, то в виде бортпроводницы подносит напитки сбежавшему из Парижа проказнику-Паранго, угробившему ни в чем неповинный кисломолочный продукт. Это усиливает ощущение автобиографичности и романа, и фильма. Еще одна дверь из кинореальности в наш мир: Бегбедер, который был копирайтером во французском Young and Rubicam и в свое время работал с таким FMCG-гигантом, как "Данон", устраивает своего Октава в агентство Rosserys & Witchcraft и поручает ему йогурт "Мадон".

Jean Dujardin Кунен лишний раз напоминает зрителю: "Да-да, дружок, все это чистая правда, ты тоже покупаешь этот йогурт, и это на твои денежки шизофреники в дорогих рубашках в далеком Париже, а может и гораздо ближе, пылесосят мускулистой ноздрей истинного французского носа кокаиновые узоры на капоте своей дорогущей машины последней марки". Интересно, могут ли отечественные рекламисты позволить себе такие кокаиновые горы, какие легли к ногам Октава? В памяти всплывает осенняя премьера фильма "20 сигарет" . Тот же йогурт, но вместо кокаина - табак. Скромно и без вкуса.

Несмотря на все материальные блага и доступные чувственные наслаждения наш капризный Октав несчастен. Солдат могущественной империи, ответственный работник фабрики по промывке мозгов взбунтовался против системы. Младенец выплюнул золотую соску и стал брыкаться и бороться за счастье.

Любовь с красавицей-стажеркой закончилась обоюдным выкидышем. А может и нет, ведь у фильма два конца, а главное посредине гвоздик - момент падения Октава с крыши. Именно в него в виде раскадровки вписалась вся его жизнь. Автор дает нам право выбора: размозжить творческую голову Паранго об машину клиента или посмотреть на Октава, получившего своё Баунти. Но и этот выбор фикция. Ведь представление о счастье наш герой взлелеял на глянце рекламных проспектов. По прибытию в рай великий криэйтор сам не понял, как очутился на плакате "Нефтепродукты Франции: добро пожаловать в лучший из миров".

Бегбедер популярен в России, но те, кто постарше, чаще ругают его книги, нежели наоборот. Вспоминая свои впечатления от прочтенного, понимаю, что для меня "99 франков" была чем-то вроде "Героя нашего времени". Что ж, какое время, или точнее, какой возраст - такие и герои. В любом случае, экранизация запоздала на семь лет. Бегбедер - это уже почти не модно, как кокс, постмодернизм и прочие растиражированные слабости рефлексирующих нарциссов. И сколько не мычи "Ммм, Данон!", Фредерик скверный копирайтер.



Влад Васюхин, колумнист Sostav.ru и известный бегбедероман о фильме Яна Кунена:

"Я представлял себе этот фильм более французским, а он оказался более голливудским. Рассчитывал, что он будет тоньше, ироничнее, чем оказалось на деле. Но режиссер дал свое прочтение романа. Главное - кино получилось. И хорошо, что оно не буквально повторяет книгу. Людям, работающим в рекламной индустрии, будет полезно посмотреть. Промывает мозги (тем, у кого они еще остались, конечно). Бегбедер, как настоящий рекламист, подогрел интерес к фильму своим кокаиновым скандалом, который случился накануне выходе ленты в прокат и обошел многие мировые СМИ. Кстати, по случаю выхода фильма "Иностранка" выпустила переиздание романа "99 франков" на русском языке с новой - с отсылкой к фильму - обложкой и цитатой на задней обложке из интервью Бегбедера, которое было опубликовано в моей колонке "Лига чемпионов" на Sostav.ru".

Фильм по роману Фредерика Бегбедера вышел в прокат 14 февраля. По данным Фильм.ру, на 17 февраля "99 франков" собрали всего 359 863 долларов или 8 847 630 рублей, что достаточно скромно.

Евгения Мелешко, Sostav.ru
Евгения Мелешко, Sostav.ru