29.02.2008

Восточный поток. От пивных пристрастий китайцев голова болит у немцев

Германские пивовары бьют тревогу – Китай спутал им все карты. По статистике, половина жителей планеты, впервые попробовавших в 2007 году вкус пива, проживали именно в Китае. Соответственно и немецкий пивной экспорт нацелился, прежде всего, на Восток. Эта тенденция уже привела к тому, что в барах и ресторанах самой Германии цены на пенный напиток подскочили на 20–30%. Биржевая стоимость хмеля, в свою очередь, возросла в четыре раза, в чем винят опять-таки все возрастающее потребление пива в Китае. Именно с ростом цен специалисты чаще всего связывают общее падение спроса на пиво среди немцев на 3,7%. Вполне возможно, что такие же проблемы скоро коснутся и российских любителей пива.

Удивительные вещи происходят в Поднебесной. За последние пять лет популярность пенного напитка в КНР возросла более чем на треть, и по этим показателям китайцы обогнали даже США. Как рассказали «НИ» на факультете пивоварения Мюнхенского технического института, в ближайшие 10 лет на Китай будет приходиться более половины мирового потребления пива в мире. Впрочем, в настоящее время статистика такова: в Германии в год приходится 125 литров на человека, в Китае же – пока всего 25 литров (в России, к слову сказать, около 70). Но, во-первых, китайский рынок в количественном измерении если не безграничен, то не сопоставим ни с Европой, ни с Америкой. А во-вторых, когда самая густонаселенная страна мира решит проблему доставки «жидкого хлеба» в свои отдаленные районы, нынешний рост биржевых цен на хмель покажется детской игрой.

Конечно, винить во всем китайцев, распробовавших пиво, было бы упрощением. К примеру, в Германии существует проблема нехватки сырья. Ведь посевы ячменя повсеместно вытесняются рапсом и прочими культурами, используемыми для производства столь модного ныне биодизельного топлива. Сказывается рост цен на электроэнергию. Запрет на курение в пивных барах и ресторанах тоже ведет к сокращению потребления алкоголя. А если к тому же Еврокомиссия все же введет повышенный потребительский налог на пиво, то последствия могут быть вообще катастрофическими. Понятно, что против подобных шагов активно выступают Берлин и Прага.

Тем не менее такие авторитетные эксперты по «пивной тематике», как, например, профессор Вернер Бак из Мюнхенского технического института (автор нескольких десятков книг по пивоведению, разработавший также двухтомный атлас микробиологии напитков), настроены по большей части благодушно. Повышенные налоги и ограничения на посевы ячменя их не сильно волнуют. «Мы обучаем студентов из десятков стран: из Японии и Китая, Южной и Северной Америки. Среди наших студентов есть россияне и выходцы из Казахстана. Очень способные, творческие люди. Они – будущее мирового пивоварения. Что касается сохранения секретов немецкого пива, то, естественно, мы запатентовываем свои разработки», – рассказал «НИ» г-н Бак. На вопрос о том, не думают ли мюнхенские пивоведы, что зарубежные выпускники их института вполне могут в будущем подорвать поставки на мировой рынок немецкой продукции, он ответил, что «экспорт всегда зависит от конкурентоспособности, а это уже не только наша задача, как ученых, но дело самих производителей». Всякого же рода «азиатские угрозы» мюнхенским пивоведам вообще не страшны: «Ну, в самом деле, не выпьют же китайцы все наше пиво!»

АДЕЛЬ КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

Новые Известия