Половой вопрос остался без ответа
На носу - Международный женский день, а в российской рекламной индустрии царят вопиющие гендерные несоответствия. Представьте себе, реклама товаров, предназначенных для женщин, пролетает мимо цели. Обеспокоенные этим фактом, рекламисты кинули клич и собрались вместе, чтобы думать и гадать, почему же так вышло, кто виноват и что делать. Так, первым мероприятием, открывшим выставку "Дизайн-реклама" стало ток-шоу "Половой вопрос. Почему рекламисты не умеют общаться с женщинами". Ведущими этого мероприятия, организованного журналом "Индустрия рекламы", стали Екатерина Винокурцева, главный редактор журнала "Индустрия рекламы" и Юний Давыдов, генеральный директор агентства R & I GROUP.
Немало представителей рекламной индустрии находились в зале и также принимали самое живое участие во всем происходящем.
Юний Давыдов начал свое выступление с того, что вывел среднеарифметический российский женский рекламный образ - тупая курица, озабоченная целлюлитом, впадающая в глубокую депрессию вследствие поломки стиральной машинки. Из этого определения само собой выстроилась стройная очередь животрепещущих вопросов: Неужели российские женщины и впрямь такие? Насколько российская реклама отражает их потребности? Что нужно говорить прекрасной половине человечества, дабы рекламное сообщение пришло по адресу и возымело действие? И, наконец, чего же им надо, этим женщинам и чего добиваются рекламисты, воспитывающие своей рекламой недалеких рефлекторных потребительниц?
Для затравки участникам и зрителям ток-шоу показали серию роликов, рекламирующих типично женские товары, а также небольшой уличный сюжет-опрос на тему "Что я, москвичка, думаю о рекламе". Москвички в большинстве своем о рекламе думают мало и неконкретно. Она мешает им смотреть кино, но помогает узнавать о выходе "новых новинок". Среди опрошенных организаторам попалась одна экспрессивная дама, которая охарактеризовала свое отношение к рекламе как "отвратительное". А само творчество наших рекламистов назвала просторечным, но вполне понятным словом "фуфло". С этой позитивной точки и стартовала дискуссия.
Первым плеснул масла в огонь Игорь Ганжа, который сказал, что реклама принципиально безнравственна и единственным критерием ее оценки может быть только уровень ее профессиональности. По его мнению, можно говорить о том, профессиональная реклама или нет, а хорошо это или плохо - неправильная постановка вопроса. Дабы продемонстрировать неуместность в рекламном бизнесе ханжеских и моралистических замашек Ганжа поинтересовался у зала сперва тем, многие ли из присутствующих считают мастурбацию страшным злом, а затем, кто занимался этим безобидным делом в недалеком прошлом. В обоих случаях никто руки не поднял, что подтвердило доводы Игоря Ганжи.
С его позицией не согласился его коллега по рекламному цеху. Он настоял на том, что реклама и те, кто ее делают, несут социальную ответственность. Леонид Фейгин также высказался по этому поводу, отметив, что люди склонны воспринимать рекламу, чем активно пользуются те, кто ее производит. По его словам, цель рекламы как культурной парадигмы - восприятие мира через потребление: "Целое поколение выросло без определенных идеалов, для них жизнь - это потребление. Вопрос нравственности тут не стоит".
Фейгин подхватил эротическую тему, заданную Ганжой, и пустился в пространные и волнующие сравнения механизмов воздействия рекламы с возникновением сексуального возбуждения в мозгу у юношей и девушек. По всей видимости, чтобы возбудить в женщине ее покупательский инстинкт, необходимо создать правильную атмосферу, в то время как мужчине достаточно показать то, чего он хочет - "окорок, сиську и чтоб все это не разговаривало".
Неожиданный ответ на вопрос о причинах отсутствия конструктивного диалога между рекламистами и женщинами дал Павел Егоров. Он считает, что рекламисты не умеют общаться с дамами потому, что им за это не платят.
В процессе споров рекламисты поставили под вопрос эффективность фокус-групп, чем буквально разъярили представителей компаний, занимающихся исследованиями. Перчатки брошены, вызов принят. Ждите нового ток-шоу.
Итогом продолжительной дискуссии стало утверждение Юния Давыдова, что, мол, нет ответа на половой вопрос. На том и порешили.
Евгения Мелешко
Фото: Даниил Овчинников
|