21.03.2008
Логотип PepsiCo + Лебедянский

Покупка "Лебедянского" состоялась. PepsiCo приобрела крупнейшего российского производителя соков за 1,4 миллиарда долларов

Как и предположили "Ведомости" вчера утром, 75,53% акций крупнейшего российского производителя соков ОАО "Лебедянский" приобрела компания PepsiCo, оставив "Лебедянскому" производство детского питания и минеральной воды, PepsiCo и Pepsi Bottling Group (PBG) распределят приобретенный пакет в соотношении 75% и 25%. Сумма сделки составила около 1,4 миллиард долларов.

Как сообщает газета "Газета", в случае одобрения сделки собранием акционеров, компания "Лебедянский" должна будет в ближайшее время произвести разделение бизнеса. Таким образом, миноритарные акционеры компании окажутся держателями акций двух вновь образованных компаний: соков "Лебедянского" и компании по производству минеральной воды и детского питания, которая будет образована в результате реструктуризации. Миноритарные акционеры, согласно российскому законодательству, должны получат от PepsiCo и PBG оферту для выкупа оставшихся долей в соковом бизнесе. Согласно сообщения PepsiCo, "это может увеличить общую долю PepsiCo и PBG в ОАО "Лебедянский" до 100%". В третьем квартале текущего года ожидается закрытие сделки и завершение раздела компании "Лебедянский". После этого PepsiCo и PBG в обязательном порядке сделают предложение миноритарным акционерам "Лебедянского" о выкупе оставшегося пакета, - таков российский закон. Заявку на приобретение акций компании компании PepsiCo и PBG уже направили в ФАС.

Переговоры о покупке "Лебедянского" начались год назад. Покупателей впечатлила линейка брендов "Лебедянского" и система дистрибуции продукции. Но владельцы "Лебедянского" предложили для продажи только производство сока, оставив себе выпуск детского питания и воды, - напоминает "Газета.Ru".

Президент PepsiCo Europe Зейн Абдалла заявил, что компания не собирается существенным образом менять продуктовый портфель "Лебедянского", так что поклонники соков "Я", "Фруктовый сад" и "Тонус" могут пока не беспокоиться, - отмечает "Газета". "Вопрос не в изменении, а в дополнении", - отметил он. По словам президента PepsiCo International Майкла Уайта, "это соглашение создает мощную базу для дальнейшего развития на одном из самых быстрорастущих соковых рынков в мире и будет способствовать глобальной трансформации продуктового портфеля PepsiCo/PBG".

Для разделения бизнесов потребуется утверждение ряда решений собранием акционеров "Лебедянского". Собрание состоится в течение 80 дней после принятия решения о созыве советом директоров, заседание которого должно пройти до 28 марта этого года, - подчеркивает "Взгляд". "Если акционеры проголосуют против - сделка не состоится. Но мы верим в успех, поскольку условия для акционеров очень выгодные - они получают хорошую премию к текущей рыночной цене акций", - сказал директор по связям с общественностью ОАО "Лебедянский" Александр Костиков.

Аналитики оценивают долю рынка компании PepsiCo после этого приобретения примерно в 32-33%, - пишет "Газета". По словам аналитика ИК "Финам" Владислава Кочеткова, это достаточно рентабельный, растущий и перспективный бизнес. Тем более что, по его словам, глобальная стратегия Pepsi направлена на усиление своих позиций в сегменте соков. Согласна с ним и аналитик ФК "Открытие" Ирина Яроцкая. По ее словам, сейчас соки "Тропикана", принадлежащие PepsiCo, едва ли занимают 2% рынка, а "Лебедянский" является лидером на российском рынке. "Таким образом, PepsiCo автоматически будет контролировать более трети рынка", - резюмирует эксперт. "Существующие бренды "Лебедянского" вполне успешны", - говорит Владислав Кочетков, отмечая, что, скорее всего, в его портфель будет перенесено производство соков "Тропикана". "Фруктовый сад", например, вообще один из самых узнаваемых в России, не думаю, что PepsiCo будет рисковать вводить что-то новое", - добавляет "Газете" аналитик Ирина Яроцкая.

"Газета.Ru" подчеркивает, ссылаясь на мнения экспертов, что соковый сегмент сейчас растет очень быстрыми темпами и этот рост будет долгим и стабильным. По словам аналитика финансовой корпорации "Открытие" Натальи Мильчаковой, до 2014 года соковый рынок будет прибавлять в среднем по 6% в год, тогда как рост в других пищевых сегментах не превысит 2%.

С учетом этих перспектив понятно, почему PepsiCo так хотела купить "Лебедянский" и заплатила за его покупку такую высокую цену, говорят аналитики. До недавнего времени у PepsiCo в отличие от ее основного конкурента компании CocaCola, владеющей "Мултон" и "Аква Вижион", вообще не было собственных мощностей по производству сока в России. По мнению некоторых экспертов, PepsiCo также была в числе претендентов на "Нидан", однако компанию обошел британский инвестфонд Lion Capital, - пишет издание. Аналитик ИК "Ренессанс-Капитал" Наталья Загвоздина уверена, что PepsiCo сможет теперь изменить раскладку сил на российском рынке производителей соков. PepsiCo начнет соревноваться с компанией CocaCola. Если они будут вести ценовую войну, то в результате может пострадать "Вимм-Билль-Данн" и "Нидан", говорит аналитик. Зато выиграет от этой сделки концерн "Лебедянский": бизнес по производству детского питания и воды - весьма перспективное направление. Сейчас детское питание приносит "Лебедянскому" 12% выручки. И, скорее всего, они вложат в его развитие часть средств, полученных от PepsiCo. По словам исполнительного директора ОАО "Лебедянский" Магомета Тавказакова, производство будет сосредоточено на заводе "Прогресс" в Липецке. "Там все готово для этого", - заявил он, - пишет "Газета.Ru".

На 19 марта капитализация "Лебедянского" на РТС составляла порядка 1,87 миллиард долларов. Таким образом, цена сделки предусматривает значительную премию к рыночной стоимости компании, - подчеркивает "Взгляд".