С Картошечкой да под водочку… Потребительские предпочтения жителей г. Омска на рынке пресервовИсследования маркетингового агентства «Делфи» Само название продукта «пресервы» в нашей стране стало входить в обиход сравнительно недавно. Гораздо более привычны для наших сограждан традиционные рыбные консервы – кусочки рыбы в металлической банке «шайбе». Тем не менее, популярность пресервов растет. Возможно, это связано с тем, что они являются гораздо более полезным продуктом, чем консервы. Дело в том, что при производстве пресервов полуфабрикат из рыбы не проходит термической обработки, при этом сохраняются все микроэлементы и минеральные вещества. Частота потребления пресервов оказалось несколько выше частоты покупки. Так, доля респондентов, которые потребляют пресервы от 1 до 2–3 раз в месяц, составила 31,7% опрошенных (рис. 2). Реже 1 раза в 3 месяца пресервы едят 12,3% респондентов. Вообще не потребляют эту продукцию 35% участников опроса. Пресервы не являются продуктом повседневного потребления как хлеб или молочные продукты, поэтому весьма логично, что совсем небольшое число респондентов покупают и потребляют их несколько раз в неделю. Тем не менее довольно значительная доля опрошенных приобретают и потребляют эту продукцию регулярно – несколько раз в месяц. Далее под покупателями пресервов будут пониматься респонденты, приобретающие пресервы не реже 1 раза в месяц, – эта группа респондентов составила 52,7% опрошенных.
Подавляющее большинство респондентов – 78,7% опрошенных, покупающих пресервы не реже 1 раза в месяц, – чаще всего отдают предпочтение продукции в пластиковых банках (рис. 5). Второе место в этом рейтинге поделили вакуумная упаковка и металлическая банка – пресервы в такой упаковке выбирают по 7,7% участников опроса. Совсем небольшая доля ответов – 3,2% – пришлась на такую упаковку, как стеклянная банка. Возможно, полученный результат является отражением не предпочтений респондентов, а дистрибьюции. Другими словами, респонденты покупают продукцию в пластиковой банке не потому, что предпочитают ее другим видам упаковки, а в связи с тем, что пресервов в другой упаковке просто нет в продаже. Пресервы из сельди пользуются наибольшим спросом у омичей – эту продукцию выбирают 74,8% покупателей (рис. 6). По всей видимости, сельдь завоевала популярность благодаря невысокой цене по сравнению со многими другими видами рыб, например с горбушей, при достаточно хороших вкусовых качествах. Интересно, что «бронза» в этом рейтинге досталась морской капусте, которую обычно покупают 16,1% покупателей пресервов.
Стоит отметить, что кроме уже упомянутых респонденты назвали значительное число других соусов и заливок. Однако каждый из оставшихся видов наполнителей был отмечен весьма небольшим числом участников опроса. Достаточно большая доля респондентов – 13,5% – затруднились ответить на этот вопрос. По всей видимости, для них заливка не имеет особого значения. Единственной маркой пресервов, которая занимает устойчивое положение в сознании покупателей и потребителей, является марка «Фише», принадлежащая местному производителю – ООО «Атлантрыбторг». Эту марку в первую очередь вспомнил почти каждый десятый – 9,4% респондентов. Заметим, что марка «Фише» опередила по этому показателю таких сильных федеральных игроков, как «Балтийский берег» (ЗАО «Балтийский берег», Санкт-Петербург) и «Русское море» (группа компаний «Русское море»). Кроме того, необходимо сказать, что часть респондентов называла и самого производителя марки «Фише» - компанию «Атлантрыбторг», так что суммарная известность этой марки и ее производителя получается еще несколько выше. Остальные марки, вошедшие в рейтинг, были названы совсем небольшим числом респондентов.
Более половины опрошенных – 58,8% – не смогли вспомнить марку/производителя пресервов, которые они приобрели при последней покупке (рис. 10). Каждый десятый респондент при последней покупке приобрел пресервы «Фише». Далее с небольшим отставанием следует марка «Русское море» – ее отметили 8,1% опрошенных. Остальные марки пресервов были указаны менее чем 5% опрошенных каждая. * В число исследуемых критериев не входил критерий цены. Александр Тарасов |