25.04.2008

Кубанское вино ждет свой бренд

ОБЗОР РЫНКА. Каждая третья отечественная бутылка вина — кубанская. Наращивая объемы производства, виноделы активно взялись за продвижение товара. Винзаводы Кубани производят 54% от объема вина, выпущенного в ЮФО, 38% — от произведенного в России.

"В виноделии важно произвести качественный продукт, но больших усилий стоит донести этот продукт, эту бутылку вина, до потребителя, — говорит Василий Чуцков, специалист Управления виноградарства, виноделия и садоводства Краснодарского края. — В продвижении продукции на потребительский рынок важную роль играет участие в выставочных мероприятиях".

Общепризнанными среди виноделов стали международная специализированная выставка "Вина и напитки" в Краснодаре, Российская агропромышленная выставка–ярмарка "Золотая осень" и Фестиваль российских вин в Москве, Международный инвестиционный форум в Сочи. Также виноделы Кубани участвуют в международных выставках в Ганновере, Берлине, Мюнхене, Милане, Шанхае, Лондоне. Многие руководители предприятий считают, что выставки — дело затратное (участие стоит 60 тыс. руб. и выше), но, несмотря на это, включают эти расходы в свой бюджет.

"На выставках можно встретиться с другими производителями вина, с поставщиками оборудования, оптовиками, представителями магазинов, которые дегустируют продукцию, заключают договоры", — считает Роман Манько, менеджер "Южной винной компании" (филиал ЗАО МПБК "Очаково"). На международной выставке "Вина и напитки" компания приобрела за 14 млн руб. два французских комбайна для сбора винограда, сообщает "Деловая Газета. Юг".

Евгения Даниленко, гендиректор ООО "Креатив" (официальный представитель винзавода "Олимп" в Москве), считает, что участие в выставках позволяет демонстрировать свои достижения, рекламировать свою продукцию, узнавать мнение о вине из уст потребителя. "Однако, большой минус таких мероприятий в том, что на выставку попадает не та целевая аудитория, на которую мы рассчитываем, — говорит она. — Мы ждем региональных клиентов, а приходят студенты, бабушки и дедушки из паспортных столов, те люди, которые не имеют отношения к алкогольному рынку".

Участники рынка считают, что прямая реклама (дегустации, PR–акции) действует на потребителя сильнее, чем рекламные модули в газетах и журналах. "Ежегодно агрофирма "Мысхако" выделяет порядка 10–15% от общего бюджета компании на продвижение продукции, — говорит Елена Антошевская, начальник отдела сбыта и снабжения ЗАО "Агрофирма "Мысхако". — На рекламу нужно тратить больше, но поскольку мы сами выращиваем виноград, сами производим вино — очень много издержек".

В квартал "Мысхако" участвует в одной–двух российских выставках, одной зарубежной, проводит 5–10 презентаций, около 10 мастер–классов, 20–30 рекламных акций по сетевым магазинам, супермаркетам. "В глянцевых журналах реклама дорогая, но она не действенна. Презентации же в ресторанах, клубах, когда посетителю бесплатно предлагают бокал вина, удивляют, заинтересовывают", — считает Елена Антошевская.

Винодельческие предприятия ждут, когда появится официальное положение об условиях использования бренда "Вина Кубани—Гордость России". Дмитрий Козаченко, председатель комитета ЗСК по вопросам развития виноградарства и виноделия, садоводства, овощеводства, переработки плодов и овощей, говорит о том, что администрация запатентует бренд и вместе с дегустационной комиссией будет давать добропорядочным производителям разрешение его использовать.

"Для производителей бренд — это дополнительная реклама, — считает Ольга Белильцева, менеджер по сбыту ГУП винзавод "Приморский" (Анапа). — Видя на бутылке бренд "Вина Кубани—Гордость России", потребитель будет знать, что это качественное вино и меньше гадать с выбором".

Владимир Пукиш, начальник отдела PR и маркетинга ОАО АПФ "Фанагория", считает, что стимулом создания единого бренда стал динамичный рост российского рынка вина. Назрела необходимость формирования имиджа России, как винодельческой страны, появилась потребность в развитии винной культуры. "Работать под единым брендом — это не значит забыть о том, что мы конкуренты, но если кубанские производители выступят сообща, объединят рекламный бюджет, то это поможет продвижению кубанского вина и на российский и на международный рынок", — говорит Владимир Пукиш.// Ajgul Trofimova dp.ru