Исследования Академии конъюнктуры промышленных рынков
Тенденции мирового рынка
В последние 15–20 лет мировая индустрия этикеток является одной из самых динамично развивающихся отраслей полиграфического рынка. Ежегодно продажи этой продукции, так же как и прибыльность ее производства, растут довольно высокими темпами. Однако за последние пять лет на рынке этикетки резко обострилась конкуренция, и рост прибыли замедлился. При этом главной характеристикой рынка становится консолидация и глобализация производителей.
По итогам 2007 года, емкость мирового рынка этикетки можно оценить в 36,6 млрд кв. метров (рис. 1). Темпы роста спроса в 2006–2007 году держались на уровне 6%. Согласно данным консалтингового агентства Freedonia, тенденция роста мировой этикеточной индустрии в ближайшие годы останется неизменной.
Структура мирового рынка этикетки
В течение многих лет европейский рынок этикетки по праву считается крупнейшим в мире. Объем спроса на этикетку в Европе соответствует 37% общемирового спроса, или 11,9 млрд кв. метров (рис. 2). Далее следует рынок Северной Америки во главе с США – на его долю приходится 27%, или порядка 9 млрд кв. метров. Замыкает тройку лидеров Юго-Восточная Азия, которой принадлежит 18% совокупного объема потребления этикетки. Следует отметить, что одним из наиболее емких рынков Востока является Япония – суммарно с Юго-Восточным регионом они занимают 27% мирового рынка, что равняется доле стран Северной Америки. Кроме того, в настоящее время азиатские страны развиваются очень высокими темпами. Поэтому можно прогнозировать, что через несколько лет региональная структура рынка этикетки сместится в пользу Азии, которая потеснит Европу и Северную Америку.
В последние годы на мировом рынке в роли крупного производителя этикеток все чаще выступают страны Азиатского региона, и прежде всего Китай. Рост производства этикетки в этих странах приблизительно вдвое выше среднемирового. По прогнозам аналитиков, в ближайшие 5-10 лет этот регион может выйти на первое место среди крупнейших производителей. Одной из причин, обусловливающих такое развитие ситуации, выступает то, что крупные мировые игроки все чаще формируют новые производственные мощности в странах Азии, Восточной Европы и Латинской Америки, так как рынкам развивающихся стран свойственна тенденция интенсивного экономического роста.
Потребление этикетки на мировом рынке
Рассмотрим структуру потребления этикетки на мировом рынке по видам (технологиям производства) этой продукции.
По технологии производства лидирующие позиции на мировом рынке по-прежнему занимают и в ближайшем будущем будут занимать самоклеящиеся этикетки – в настоящее время на них приходится около 55% общего объема производства (рис. 3). Принадлежащие к относительно новым, быстрорастущим сегментам, этикетки-пояснения, наносимые на товары личной гигиены и медицинские препараты, а также этикетки, используемые в сочетании со средствами электронной защиты, – вся эта полиграфическая продукция создается на основе технологий производства самоклеящихся этикеток.
Значительную долю мирового рынка – 27% – занимают традиционные «сухие» этикетки, производство которых требует гораздо меньших затрат, по сравнению с самоклеящимися. По мере того, как разница в затратах на производство «сухих» и самоклеящихся этикеток значительно сократится, последние продолжат свою экспансию на рынке традиционных видов этикетки на клеевой основе и этикетки горячего тиснения. Самоклеящиеся этикетки будут выступать в роли монополиста в сфере информационных и защитных технологий, вторичного, офисных и потребительских этикеточных рынков.
Этикетки, выпускаемые с использованием новых технологий, например впрессованные или термоусадочные рукавные этикетки, имеют наиболее значительные перспективы на рынке. Это обусловлено тем, что они обладают неоспоримыми преимуществами с точки зрения эстетических свойств и могут быть использованы в сочетании с другими видами этикеток, а также применяться для улучшения внешнего вида большинства видов тары. Объем производства пластиковой тары с впрессованной этикеткой пока еще очень мал – на эту продукцию приходится 2% общего объема потребления. Однако в этом сегменте наблюдаются наиболее высокие темпы роста.
Что касается рукавной этикетки различных видов - главным образом это круглая и термоусадочная этикетка, - то она занимает 13% мирового рынка.
На рынке этикеток наметилась еще одна тенденция – растущий уровень их «интеллекта». Уже появились изделия, называемые «умными этикетками» – smart labels. Секрет таких этикеток заключается в интегральной микросхеме, которая открывает широкие возможности их применения. Так, «интеллектуальные» этикетки могут использоваться для управления движением изделий и материалов в производственных линиях, а также для предотвращения краж и подделок товара.
ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ЭТИКЕТКИ
Европейский рынок этикетки на сегодняшний день является одним из крупнейших в мире. Согласно исследованию консалтингового агентства AWA Alexander Watson Assoc., начиная с 2002 года, рост этого рынка оценивается на уровне 5,5%.
Потребление этикетки на европейском рынке
Европейская структура потребления этикетки по видам в целом повторяет среднемировую структуру. Наиболее популярными в Европе могут быть названы следующие виды этикетки:*
- самоклеящаяся – self-adhesive, pressure-sensitive;
- традиционная «сухая» – glue-applied;
- рукавная:
- круговая – wrap-around;
- термоусадочная – heat shrink;
- стретч – stretch;
- круговая термоусадочная – roll-on-shrink-on;
- впрессованная – in-mold.
С 1980 года сегмент самоклеящейся этикетки рос наиболее высокими темпами, и сейчас он занимает лидирующие позиции на европейском рынке, составляя 5117 млн кв. метров (табл. 1). В структуре потребления доля этого сегмента в 2007 году оценивалась в 44% (рис. 4). Второе место занимает так называемая «сухая» этикетка – ей принадлежит 37% от совокупного объема потребления этикетки в тоннажном выражении. Несмотря на то, что темпы роста рынка «сухой» этикетки существенно замедлились – в настоящее время они составляют всего лишь 1–2% в год – потребители этикеток по-прежнему продолжают отдавать предпочтение традиционным технологиям. Столь высокая доля «сухой» этикетки в общей структуре потребления во многом обеспечивается ее популярностью на рынке пива и напитков.
Сегодня сегмент рукавной этикетки растет самыми высокими темпами. Причем наибольшее увеличение спроса наблюдается в подсегменте круговой этикетки – порядка 18–20% (рис. 5). Кроме того, в последнее время производители круговой этикетки все чаще переходят на пленку, отказываясь от использования бумаги. Наибольшей популярностью у европейских производителей пользуется непрозрачная ориентированная полипропиленовая пленка – OPP, как металлизированная, так и белая. Обычно ОРР-пленка применяется с клеем hot melt. Такая этикетка стала самым приемлемым форматом для упаковки ПЭТ-бутылок среднего и большого размера.
Рынок такого вида рукавной этикетки, как термоусадочная, также продолжает расти высокими темпами – порядка 17% в год. Однако структура потребления материалов, из которых производится этот вид этикетки, меняется: производители переходят с поливинилхлоридных пленок на ориентированные полистирольные, полиэстровые, а также полипропиленовые пленки. Термоусадочная пленка отличается особой красочностью и привлекательностью, а также возможностью представить наибольший объем информации. По оценкам аналитиков, при запуске новых продуктовых линий или при перепозиционировании уже существующего товара главным образом используется именно термоусадочная этикетка.
Все популярнее становится этикетка, изготавливаемая по технологии in-mold. Пока объемы потребления флаконов/контейнеров с впрессованной этикеткой на Западе невелики, однако темпы роста спроса внушающие – 15–16% годовых. Надо заметить, что технология in-mold, применяемая европейскими производителями, отличается от американских стандартов. Так, в Европе около 80% упаковки с впрессованной этикеткой производится методом литья под давлением, тогда как в Северной Америке этот процент достигает лишь 15%. Американские производители упаковки в большинстве случаев предпочитают выдув.
Объем европейского рынка бумажной этикетки превышает 8,68 млрд кв. метров, при этом на ее долю приходится 73% общей структуры производства. Несмотря на наметившуюся в отдельных сегментах рынка тенденцию перехода на пленочные материалы, бумага остается абсолютным фаворитом в производстве этикетки. Вместе с тем этот рынок растет очень медленно. Так, по оценкам экспертов, темпы его роста сейчас находятся на уровне темпов роста ВВП, составляя 1,5–2% в год.
Доля пленки в общей структуре производства этикетки составляет около 24%, или 2856 млн кв. метров. Рост рынка в этом сегменте оценивается на уровне 11%. Столь значительные темпы роста объясняются популярностью данного вида материала при производстве рукавных и самоклеящихся этикеток.
Рынок этикетки может быть сегментирован в зависимости от сфер конечного потребления. Крупнейшими потребительскими сегментами по-прежнему остаются напитки и продукты питания – на их долю приходится соответственно 39 и 20% общего объема спроса на этикетки в Европе (рис. 6). Остальные потребительские сегменты рынка значительно уступают двум предыдущим. Однако среди них можно выделить наиболее значимые: розничная торговля, где широкое применение нашли этикетки/стикеры, используемые для отслеживания товарооборота, – на долю этого сегмента приходится 7%, а также офисные товары, логистика и транспортировка – доля каждого из них составляет 6%.
Рассмотрим использование различных видов этикеток по отраслям потребления. В сегменте продуктов питания и напитков наибольшая доля приходится на самоклейку – уровень ее потребления составляет чуть менее 50%. Остальной объем упаковки в этом сегменте этикетируется «сухой» и рукавной этикеткой. Причем в структуре двух последних видов более 55% приходится именно на «сухую» этикетку, которая используется для упаковки всех видов продуктов питания. «Рукавные» технологии – круговая и термоусадочная этикетки – забирают свою долю в секторе минеральных, газированных вод и слабоалкогольных напитков. Впрессованные этикетки на продуктовом рынке, как правило, используются для упаковки мороженого, а также пастообразных продуктов – например, паштетов и джемов.
В автомобильной промышленности и в производстве потребительских товаров длительного использования преобладают самоклеящиеся этикетки.
В сегменте промышленной и бытовой химии до настоящего момента наибольшей популярностью пользовалась самоклейка, однако в некоторых областях она постепенно замещается впрессованной этикеткой. Для бытовой химии часто используется термоусадочная этикетка.
Европейский рынок термоусадочной этикетки
Совокупный объем потребления рукавных этикеток, по итогам 2007 года, оценивается в 1660 млн кв. метров.
Как уже было отмечено, спрос на «рукавные» технологии растет наиболее высокими темпами – в среднем до 15% ежегодно. Это обусловлено тем, что такая этикетка дает дизайнерам широкие возможности для декорирования упаковки, а также позволяет добиться наибольшей узнаваемости бренда. В общей структуре спроса на рукавные этикетки более половины объема потребления – 59% – занимает круговая этикетка (рис. 7). Объем потребления термоусадочной этикетки составляет 448,2 млн. кв.метра, или 27% рынка.
Рассмотрим сегмент термоусадочной этикетки более подробно. Для производства этого вида этикетки в Европе преимущественно используется ПВХ-пленка – из нее изготавливается около 70% продукции. Также термоусадочная этикетка производится из ПЭТ- и ОПС-пленки – на долю этих материалов приходится соответственно 23 и 7%.
Термоусадочные этикетки применяются для упаковки практически всех видов промышленных и продовольственных товаров, в том числе напитков, контейнеров для продуктов питания, парфюмерии и косметики, бытовой химии, фармацевтической продукции, автозапчастей.
Две трети совокупного объема потребления термоусадочной этикетки приходится на производителей разнообразных напитков, при этом 27% составляют производители безалкогольных и слабоалкогольных напитков, а также производители пива. Четверть от совокупного потребления термоусадочной этикетки приходится на упаковку кефиров, жидких йогуртов, молочных продуктов нового поколения. Значимым является использование термоусадочной этикетки фармацевтической промышленностью и производителями бытовой химии – в отраслевой структуре потребления их доли составляют соответственно 15 и 8%. Около 2% выпускаемой термоусадочной этикетки потребляется при упаковке сливочного масла, кремов и сливок.
Крупнейшие европейские производители этикетки и этикеточных материалов
На территории Европы действует великое множество производителей этикетки, только производителей самоклеящейся этикетки насчитывается до 2,5 тысячи. На примере самой популярной этикетки – самоклейки – можно рассмотреть распределение производителей этикеток по регионам. Наибольшая доля производителей этого вида этикеток – 34% – располагается в южном регионе, к которому относятся Франция, Испания, Португалия и Италия (табл. 2).
К европейским странам, традиционно производящим большое количество этикетки, относятся: Германия, Бельгия, Голландия, Италия, Франция, Финляндия, Чехия, Польша и Болгария. Компании, специализирующиеся на печати этикеток, как правило, целиком сосредотачиваются на этом виде деятельности. Они предлагают высокий уровень полиграфических услуг и высокое качество печати. Вместе с тем из такого количества производителей упаковки можно выделить компании, занимающие ведущие позиции в рейтинге: CCL Label Ltd., CCL Decorative Sleeves, Fuji Seal Europe Ltd., Sleever International Ltd. (Великобритания), Haendler&Natermann GmbH, Offset Glucksburg Ketels, Steinbeis Packaging GmbH&Co KG, Töpfer Kulmbach GmbH (Германия), Illochroma NV (Бельгия), SE Labels Group (Норвегия). Эти предприятия закупают у производителей материалы – пленку или бумагу – и затем отпечатывают этикетки в соответствии с заказом потребителей, нарезая их в рулоны по заданной форме и размерам. Поэтому целесообразно рассмотреть основных производителей сырья для производства этикеток.
Среди крупнейших европейских производителей этикеточной бумаги можно выделить следующие компании: Metsä Serla, Zanders (M-Real), Papierfabrik Salach GmbH, Schoeller&Hoesch GmbH & Co KG, YUPO Europe GmbH, (Германия), Amsterdam Metallized Products B.V., Cham Tenero Paper Mills Inc, Favini Meerssen B.V. (Нидерланды), Ahlstrom LabelPack, Arjobex S.A.S, International Paper Co. (Франция), Intermills S.A., Sappi Ltd. (Бельгия), Brigl&Bergmeister GmbH (Австрия), Henry&Leigh Slater Ltd. (Великобритания), Stora Enso Global Speciality Papers (Финляндия/Германия), Torraspapel S.A. (Испания), UPM Kymmene (Финляндия).
В ряду ведущих производителей пленки стоит отметить компании Bischof+Klein GmbH&Co. KG, Mitsubishi Polyester Film GmbH, Nordenia International AG, Nordenia Deutschland Gronau GmbH, Trespaphan GmbH (Германия), Amsterdam Metallized Products B.V. (Нидерланды), DuPont Teijin, ExxonMobil Chemical Films Europe Inc. (Люксембург), Polinas Plastik Sanayi ve Ticaret A.S. (Турция), UCB Group (Бельгия).