20.05.2008
DNA Research

Исследовательское агентство DNA Research изучило, что же такое "Здоровый Образ Жизни" в понимании современных москвичей

Само словосочетание "Здоровый образ жизни" отлично всем знакомо.
Специалисты исследовательского агентства DNA Research выясняли, что же именно подразумевают современные жители Москвы под этим понятием.

Подробную аналитическую статью по результатам проведенного исследования и диск с видеоматериалами (видео-версией Отчета) заинтересованные лица и организации могут получить, обратившись в офис исследовательской компании "DNA Research" (адреса указаны ниже).
Кстати, абсолютно бесплатно.

Исследование проводилось методом уличного интервью. Сотрудники исследовательского агентства на улицах города опрашивали граждан различного пола и возраста. Все задаваемые вопросы были т.н. "открытого" типа (нет заранее подготовленных вариантов ответа, само интервью ведется в режиме короткой беседы на определенные темы; иногда следующий вопрос формулировался с учетом ответа респондента на предыдущий вопрос).
Интервью записывались на диктофон и видеокамеру (в паре с интервьюером работал оператор).

"Это очень интересный формат исследования, который мы часто практикуем и на социальных проектах такого типа, и на коммерческих, - говорит Андрей Селин, генеральный директор исследовательского агентства DNA Research. - Видео и фото материалы позволяют гораздо глубже понимать респондентов. Мы учитываем при анализе не только слова и ответы, но и то, что это за человек, как он выглядит, как он себя ведет в процессе интервью. Кроме того, такой формат позволяет нам делать для наших клиентов и видеоверсию отчета".

В процессе работы исследователи искали ответы на следующие вопросы:
1. Что это такое ЗОЖ в современном понимании этого слова, что он из себя представляет?
2. Ведут ли люди этот самый ЗОЖ; если ведут - то почему; если не ведут - то тоже почему?
3. Кто именно и почему может стать лидером или проводником идеи ЗОЖ?

"Всем респондентам хорошо известно словосочетание ЗОЖ - оно стало практически идиомой, - комментирует ведущий специалист исследовательского агентства "DNA Research" Ярослава Медведева, - однако мало кто может внятно объяснить смысл этого словосочетания, из чего же собственно этот "образ жизни" складывается".

ЗОЖ у людей, прежде всего, ассоциируется с системой ограничений - типа "Не злоупотреблять спиртным", "Не курить", "Не употреблять наркотики" - сплошные "НЕ".
А что же "ДА"? Спорт? Фитнес? Утренняя зарядка? Правильное питание? Режим дня? Культурное и/или эстетическое воспитание? Умственное саморазвитие? Активная общественная позиция? Хорошее настроение? Все эти понятия указывали интервьюируемые, но ни одно из них не является тем понятием, которое, по мнению людей, однозначно характеризует ЗОЖ..

Однако азарт, с которым люди рассуждали о ЗОЖ, говорит о том, что эта тема актуальна для россиян.

"Люди на самом деле ждут лидера, если хотите - гуру, который объяснит людям, из чего же на самом деле состоит этот ЗОЖ, научит людей этим "ДА" - продолжает Ярослава Медведева.


Раньше "лидером" и проводником ЗОЖ было государство - вспомним хотя бы ДОСААФ, нормативы ГТО и пр. Теперь государство не воспринимается людьми как идеологический лидер, пропагандирующий здоровый образ жизни.
Кто теперь может занять вакантное место лидера по вопросу ЗОЖ? Снова само государство? Общественная организация? Политическая партия? Коммерческая фирма?

Исследователи полагают, что теперь моральное лидерство в вопросе ЗОЖ должно перейти к коммерческой фирме. В свое время "Xerox" научил мир копировать, "Starbucks" стал гуру в области потребления кофе, "Nike" стал идеологом спорта. Новым идеологом ЗОЖ могли бы стать аптеки нового типа, например, такие как "36,6", О3 и т.д. (Может показаться странным, что мы пророчим на эту роль именно аптеки - в аналитической записке эта тема раскрыта подробнее).

"Тем не менее, у ЗОЖ есть огромный потенциал - комментирует результаты исследований генеральный директор DNA Research Андрей Селин, - ЗОЖ реально мог бы стать чуть ли не национальной идеей или хотя бы близкой к этому. И мы даже примерно знаем, как это можно осуществить. Конечно, потребуются дополнительные исследования, и масса работы по этому направлению еще впереди…"