04.07.2008

Поправки в Таможенный кодекс упростят жизнь экспортерам и импортерам

 Экспертный совет по таможенно-тарифной политике Госдумы подготовил объемный блок поправок в Таможенный кодекс. Они должны существенно упростить процедуры оформления грузов для добросовестных участников рынка, пишет «Коммерсант».

Когда в 2004 году Госдума принимала Таможенный кодекс, то утверждалось, что с его появлением отомрут все сковывающие бизнес инструкции и таможенное оформление станет прозрачным и необременительным. Однако, как признает сейчас "куратор" принятия кодекса депутат Валерий Драганов, документ "вновь оброс инструкциями, что само по себе является сигналом к его изменению". На этот раз эксперты намерены переписать около 145 из его 439 статей.

Предлагается ввести институт уполномоченных грузополучателей, которые смогут оформлять товары на собственном складе без их представления таможенникам. Получить статус уполномоченного смогут лишь проверенные участники ВЭД, чье финансовое состояние, обороты и платежи, а также стиль отношений с таможней будут удовлетворять ФТС. Среди требований - стаж внешнеэкономической деятельности не менее трех лет, бухгалтерская отчетность по международным стандартам, отсутствие задолженности и систематических нарушений таможенного законодательства. По словам Драганова, статус уполномоченного грузополучателя смогут получить представители и околотаможенной сферы (таможенные брокеры и перевозчики, владельцы складов временного хранения). "Этот принципиально новый подход значительно упростит процедуры таможенного оформления и сократит затраты бизнеса",- надеется депутат.

Также предлагается расширить число участников ВЭД, которым не придется вносить денежное обеспечение уплаты таможенных платежей. Сейчас компаниям приходится вносить залог, если товар находится во временном пользовании или его таможенная стоимость уточняется. Поправки освобождают от этой обязанности уполномоченных грузополучателей, а также компании, использующие упрощенные процедуры (это крупные экспортеры и импортеры со стабильными грузопотоками), промышленные градообразующие предприятия и компании, заключившие инвестиционные и концессионные соглашения на условиях государственно-частного партнерства.

Среди поправок - изменения механизма формирования таможенной системы управления рисками: таможенники смогут уйти от тотального контроля за всеми участниками ВЭД, проводя проверки только тех компаний, которые могут оказаться нарушителями.

Подготовленные экспертным советом поправки будут отправлены на предварительное согласование в правительство уже на следующей неделе. На рассмотрение Госдумы Валерий Драганов намерен внести новую редакцию кодекса осенью этого года.