Как лучше подмаслить. Всем видам растительного масла российские хозяйки предпочитают традиционное – подсолнечноеИсследовательский холдинг Ромир совместно с компанией «Солнечные продукты», производителем подсолнечного масла марки «Россиянка», выяснил, на какие критерии ориентируются хозяйки при покупке растительного масла. Опрос проводился методом формализованного интервью по месту жительства респондентов. Всего опрошено 1552 женщины в возрасте от 25 до 45 лет, горожанок, проживающих в различных регионах России. Лидер по спонтанному знанию ЦА – традиционное подсолнечное масло без добавок – 87% респондентов назвали его в первую очередь, далее по известности следует оливковое масло, каждый третий вспомнил о растительном и кукурузном масле Диаграмма 1. Распределение ответов на вопрос «Какие виды растительного масла Вам известны, даже если вы их никогда не покупали?» (спонтанное знание). Лидеры по подсказанному знанию – подсолнечное масло без добавок и оливковое, их знают практически все респонденты. Кукурузное масло несколько отстает от лидеров, но тем не менее ¾ опрошенных (77%) указали этот вид масла. О растительном масле с добавками с подсказкой вспомнили 32% опрошенных, а о миксах растительного масла – 31%, что в три раза больше, чем спонтанное знание данного продукта. Диаграмма 2. Распределение ответов на вопрос «Какие виды растительного масла Вам известны, даже если вы их никогда не покупали?» (знание с подсказкой) Как свидетельствуют данные опросов, россиянки предпочитают для семьи покупать традиционное – подсолнечное масло без добавок. Именно его покупало большинство респондентов в последние три месяца – 78%. Оливковое масло покупали примерно в три раза меньшее количество опрошенных – 29%, оно значительно проигрывает подсолнечному по текущему спросу из-за высокой цены. Причем с ростом уровня дохода респондентов растет и доля покупающих оливковое масло, а доля покупающих подсолнечное масло – снижается. Происходит переключение покупателей с одного вида масла на другой. Никто из опрошенных за последние три месяца не покупал соевого масла. Диаграмма 3. Распределение ответов на вопрос «Какие из этих видов растительного масла Вы покупали в течение последних трех месяцев?» Чаще всего потребители приобретают растительное масло, когда оно закончилось – 67%, треть респондентов (28%) оказалась запасливой и покупает масло впрок, «про запас». Обычно потребители покупают масло для заправки салатов – так ответили 80% респондентов, три четверти покупают масло для обжарки овощей в супы (75%) и почти столько же для жарки мяса или жарки во фритюре (73%). Причем респонденты поступают так вне зависимости от возраста и дохода. Для домашнего потребления и консервирования масло чаще приобретают представители старшей возрастной группы. Менее доходные группы ЦА чаще покупают масло для домашней готовки (пассировка овощей, добавление в тесто, домашнее консервирование, разогрев готовых и добавление в уже готовы е блюда и т.п.), что говорит о том, что в семьях с меньшим доходом больше готовят дома. Диаграмма 4. Распределение ответов на вопрос «Для каких целей Вы обычно покупаете растительное масло?» Самый большой объем растительного масла респонденты предпочли бы покупать для домашнего консервирования – в среднем бутылку объемом 1,3 л. Для всех остальных целей предпочтительнее объем 1,1 – 1,0 литра. В упаковке масла представители ЦА ценят прежде всего удобство при наливании масла (удобно держать в руках) – 76% опрошенных, удобство при хранении оценили 75% респондентов, удобство при открывании – 76%. Основным критерием при выборе растительного масла является его натуральность, так ответили 89% опрошенных, для такого же количества респондентов важна его полезность, 84% считают, что растительное масло подходит для всех блюд, 85% - считают растительное масло наиболее оптимальным для жарки, отсутствие холестерина ценят 82% потребителей, а отсутствие консервантов – 81%, также потребители оценили то, что растительное масло всегда можно найти в продаже – так ответили 82% респондентов. 60% опрошенных предпочитают растительное масло, произведенное отечественными производителями, в то время как иностранного производителя выберет только каждый пятый – 21%, известность марки влияет на покупку 62% опрошенных, популярность марки – у 57% респондентов. Для представителей ЦА при покупке растительного масла важна и его цена – так ответили 57% опрошенных – они хотели бы платить меньшую цену за больший объем. Этот фактор особенно существенен при нынешнем росте цен на растительное масло. Понятие «экономичности» масла менее существенно для Москвы, здесь гораздо большую роль играет популярность покупаемой марки. Гораздо популярнее в Москве и средние объемы бутылки, маленькие и большие размеры пользуются меньшим спросом. Чаще всего растительное масло покупают летом и осенью, и большими объемами по сравнению с зимой. Зимой масло покупают 4,9 раза за сезон, летом и осенью – 5,8 раз. Подавляющее большинство покупателей (84%) приобретают примерно одинаковое количество масла с каждой покупкой. Каждый второй опрошенный (48%) покупает растительное масло в супермаркете, в мини- и гипермаркетах делает покупки каждый четвертый (24%), и каждый десятый приобретает растительное масло на рынке или в обычном продовольственном магазине. Диаграмма 5. Распределение ответов на вопрос «Скажите, пожалуйста, где вы покупали растительное масло последний раз?» Чем выше доход покупателя, тем чаще он приобретает масло в гипермаркете, и практически никогда в ларьках или на оптовых рынках. Также чаще всего в гипер- и супермаркетах покупают растительное масло жители столичных городов – Москвы и Санкт-Петербурга, в регионах же чаще покупают масло на оптовых рынках или ларьках. Большинство респондентов во время последней покупки растительного масла приобрели рафинированное масло (85%) и в пластиковой бутылке (98%). 11% - выбрали нерафинированное масло и 1% купили масло в стеклянной емкости. Также свыше трех четвертей опрошенных (78%) купили подсолнечное масло без добавок, каждый десятый – растительное масло (10%), микс растительных масел, а также оливковое или подсолнечное масло с добавками выбрали по 3% принявших участие в опросе, кукурузное масло покупали 2% респондентов. 45% опрошенных при отсутствии в продаже обычно покупаемой марки растительного масла купили бы тот же самый вид растительного масла, но другой марки, 18% - купили бы растительное масло другого вида, но той же марки, другой вид растительного масла другой марки приобретут 12%, и только каждый одиннадцатый (9%) будет искать масло именно данной марки, а отказались бы от покупки растительного масла в этот раз – 8% респондентов. www.rmh.ru |