Миллиардеров будет на 12 млн меньше. Зимбабве деноминирует свою валюту в десять миллиардов раз с 1 августа
Впрочем, нет точных данных о числе жителей государства миллиардеров. Там сверхвысокая зараженность населения СПИДом, статистики не успевают считать умерших.
«Денежную реформу, близкую по духу к реформе Мугабе, провел в 1991 году премьер-министр СССР В. С. Павлов» Также с трудом поддается исчислению уровень зимбабвийской инфляции. По данным правительства, за год она составила 2 млн процентов, но независимые источники говорят о 10 млн.
К повальному зачислению всех граждан в миллиардеры страна быстро двинулась с января этого года. Тогда в обращении появились 10-миллионные купюры. Уже в апреле – 50-миллионные, в мае – 100-миллионные, а потом орехи на базарах стали покупать за пяти-, двадцатипяти-, пятидесяти- и, наконец, стомиллиардные купюры.
И всё шло как по пальмовому маслу, но в стране кончилась бумага.
Вот и вынужден Мугабе начать реформу.
Россияне хорошо представляют, что такое деноминация в частности и денежная реформа вообще. Чаще всего – это когда у и так небогатых людей государство отбирает последнее. После переворота 1917 года (тогда к власти в России пришли большевики под руководством В. И. Ульянова), началась гражданская война, темпы роста денежной массы стали трехзначными, роста цен – четырехзначными. Номинал банкнотов был ниже цены бумаги, на которой их печатали. Банкноты хорошо подходили только для растопки «буржуек» – легендарных печек.
К чести В. И. Ульянова надо заметить, что он, в отличие от Мугабе, ужаснулся происходящему и провозгласил новую экономическую политику (НЭП) – разрешил частное предпринимательство. НЭП дал возможность провести настоящую денежную реформу, идеологом которой стал финансист старой школы нарком финансов Григорий Сокольников. Были проведены три деноминации (в 1922, 1923 и 1924 годах). У рубля сначала исчезло четыре нуля, потом еще два, и, наконец, он подешевел еще в 50 000 раз. А в октябре 1922 года было принято решение о выпуске обеспеченных золотом банковских билетов – червонцев. Червонцы отчеканили и из золота.
Это «безобразие» прекратил Иосиф Джугашвили, который сменил Ульянова во главе шестой части суши. С тридцатых годов спецорганы искали тех, кто не сдал, а припрятал золотые червонцы, золото отнимали, жадин казнили.
Новую деноминацию СССР провел в 1947 году. Это была ликвидационная реформа – во время войны с фашистами приходилось печатать ничем не обеспеченные деньги. Их масса возросла вчетверо. Надо было ее сокращать, вот и решили обменивать купюры в соотношении 10:1. Но так менялись только 3 тысячи рублей, следующие 3 тысячи обменивали 2:1, остальное – 1:1. Обмену подлежали только бумажные деньги. Вся мелочь оставалась в обращении. Тогда и родилась шутка, что на этом разбогатели нищие.
Новую деноминацию провел Н. С. Хрущев, который в 1961 году был генсеком центрального комитета коммунистической партии Советского Союза. Советские граждане узнали о новых деньгах утром 1 января и особенно по этому поводу не встревожились. Деньги должны были обмениваться в течение трех месяцев в соотношении 1:10. Одновременно золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412 г чистого золота. Но довольно скоро стало понятно, что покупательные способности старой десятки и нового рубля сильно отличались. Медные деньги достоинством 1, 2 и 3 копейки менять не стали. То, что стоило и до, и после реформы копейки, подорожало в 10 раз.
Денежную реформу, близкую по духу к реформе Мугабе, провел в 1991 году премьер-министр СССР В. С. Павлов. Под предлогом борьбы с фальшивками вышел указ об изъятии из обращения 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года. Но сдавать их можно было в сберкассы только три дня, и обменивалось не более тысячи на человека. Затея таким образом «прижать» подпольных миллионеров провалилась, сдали лишь 10 процентов от ожидаемого, миллионеры не пострадали, зато многие простые граждане потом долго обивали чиновничьи пороги в попытках вернуть честно накопленное.
В 1993 году глава ЦБ Виктор Геращенко проводил денежную реформу. Меняли старые деньги на новые, что вызвало колоссальный приток денег из стран СНГ, и инфляцию разогнало процентов до сорока.
Нормально прошла только одна деноминация в России – в 1998 году. Тысячу рублей старого образца меняли на один рубль нового. Эту реформу приветствовали все – калькуляторы не справлялись с количеством нулей, носить миллионы в карманах было тяжеловато.
В последнее время «желтые» газеты часто писали о грядущей новой деноминации. Пока Путин не отрезал: чушь, мол, это, не будет.
На том в России и успокоились. И теперь наблюдаем за Зимбабве.
|
||