04.08.2008

Чужие здесь не пишут. Антимонопольное ведомство займется скрытой политической рекламой

В ближайшие дни Управление ФАС по Пермскому краю начнет проверку местных СМИ на наличие скрытой политической рекламы. Проверку проведут по обращению Пермского регионального правозащитного центра. По мнению правозащитников, большинство публикаций о политике в местных СМИ – это скрытая реклама.

В обращении пермские правозащитники ссылаются на то, что скрытая реклама по российским законам запрещена. Однако если за добросовестностью коммерческой рекламы Федеральная антимонопольная служба (ФАС) следит, то политическая либо «административная» скрытая реклама остается вне поля зрения антимонопольного ведомства. Избирательные же комиссии производят мониторинг СМИ только в периоды предвыборных кампаний.

Во все остальное время граждане вынуждены потреблять политическую рекламу партий и политиков, которая безнаказанно подается под видом журналистских материалов. «Информационная картина в таких материалах сознательно искажена в пользу заказчика, а обязательное уведомление о том, что информация размещена на правах рекламы, отсутствует», – говорится в обращении. Директор Пермского правозащитного центра Сергей Исаев сообщил «НИ», что готовит аналогичное обращение в налоговую инспекцию.

Эксперты в успешности начинания сомневаются. Директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер говорит «НИ», что, по закону, статус политической рекламы урегулирован лишь в период за 128 дней до выборов, когда дан официальный старт избирательной кампании. Однако председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин считает, что в действительности избирательные кампании обычно начинаются за 6–8 месяцев до выборов. «В этот период активизируется политическая реклама, которая выдается и за социальную, и за любую другую, но явно направлена на формирование позитивного отношения к определенным политическим силам», – рассказал «НИ» г-н Бузин.

В Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ считают, что действующих ограничений достаточно. «Скрытая политическая реклама мало кого интересует, выборы прошли, и все», – заявил «НИ» член ЦИК Геннадий Райков. Остальное, по мнению г-на Райкова, не более чем информирование о своей деятельности, которое «каждый делает по-своему». Член ЦИК Елена Дубровина называет «НИ» главной проблемой – отсутствие утвержденного в законе определения «политической рекламы». В результате действует принцип «нет закона – нет нарушений». И начинать, по мнению г-жи Дубровиной, надо не с проверок СМИ, а принятия отдельного закона «О политической рекламе».

Определение политической рекламы пытались вписать в закон «О рекламе» еще в 1995 году, но инициатива не прошла из-за лоббистского нажима, напоминает Андрей Рихтер. Андрей Бузин, в свою очередь, опасается, что дополнительные ограничения из-за неравного применения закона станут лишь очередным инструментом давления на оппозицию.

АНТОН ДУГИН

Новые Известия