«Магнум» оштрафовали за пристрастие к алкоголюСвердловское УФАС намерено заставить сеть алкомаркетов «Магнум» (Екатеринбург) снять с уличных витрин магазинов рекламу алкоголя. Арбитражный суд признал законным решение антимонопольного органа назначение штрафа «Магнуму» в размере 160 тыс. руб. за распространение ненадлежащей рекламы. Представители сети, в свою очередь, утверждают, что закона не нарушали: плакаты размещены с внутренней стороны помещения, они не попадают в категорию наружной рекламы. Эксперты же отмечают, что в любом случае ритейлеру выгоднее платить штрафы, чем отказаться от рекламы алкогольных брендов. Спор между «Магнумом» и антимонопольщиками длится уже около двух лет. Как рассказала «Ъ» начальник отдела контроля за соблюдением законодательства о рекламе Управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Свердловской области Людмила Смирнягина, УФАС требует снять с внешних витрин магазинов сети рекламу брендов Hennessy, Imperia и Martini. «Согласно п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна размещаться на крышах, внешних стенах и иных элементах зданий и сооружений. Однако ООО «Алкомаркет Магнум» это требование нарушило», – подчеркнула госпожа Смирнягина. По ее словам, УФАС уже вынесло решение по трем точкам продаж, оштрафовав их на общую сумму 200 тыс. руб. Как отмечают в ведомстве, правомочность санкций подтвердил арбитражный суд. «В августе суд признал законность и обоснованность нашего решения по «Магнуму-6», которому назначен штраф в размере 160 тыс. руб», – сказала госпожа Смирнягина. До этого был оштрафован на 40 тыс. руб. еще один магазин сети, к третьему финансовые санкции не применялись, но рекламные плакаты представители магазина с витрин сняли в присутствии судебных приставов. По данным УФАС, подобные нарушения обнаружены еще в двух магазинах из восьми. В ООО «Алкомаркет Магнум» комментировать ситуацию отказались, сославшись на отсутствие директора сети Натальи Невоструевой, которая, по словам секретаря, находится в командировке. Однако о своей позиции «Магнум» заявлял ранее. Главным аргументом представителей сети на заседании было то, что плакаты, размещенные на внешних витринах, являлись не наружной рекламой, а рекламой на месте продажи алкоголя, так как размещены изнутри, а не снаружи. А закон позволяет рекламировать алкогольную продукцию в точках продаж. «Закон трактует вопрос о наружной рекламе и рекламе в местах продаж неоднозначно, поэтому логику руководителей сети можно понять. Мне кажется, что в случае с делом «Магнума» антимонопольное управление и арбитражный суд в значительной степени руководствовались не законодательством, а целью оградить население от рекламы алкоголя», – считает господин Таф. Правда, участники рекламного рынка его точки зрения не разделяют. По словам генерального директора группы компаний Graffo (специализируется на наружной рекламе) Александра Каштанова, нарушения закона не было бы, если бы над рекламным плакатом Hennessy находилась вывеска Hennessy, а не «Магнум». «Тогда бы плакат считался частью вывески», – считает он. Антимонопольщики могут бороться с «Магнумом» бесконечно, считают юристы. По словам председателя коллегии адвокатов «Частное право» Максима Колесникова, антимонопольное ведомство полномочно лишь выносить постановления о штрафах, иных санкций оно применять не может. Даже после того, как решение об уплате штрафа вынес арбитражный суд, магазин может не снять плакат, и тогда УФАС придется вновь возбуждать дело. Поэтому розничные точки продаж часто этим пользуются – платят штрафы, но продолжают рекламировать тот или иной бренд, добавляют участники рекламного рынка. Они указывают на то, что чаще всего ритейлерам выгоднее платить штрафы, чем отказываться от рекламной кампании. «В большинстве случаев производители алкоголя заключают с магазинами контракт, по условиям которого сеть не имеет права в течение определенного времени снимать их рекламу», – утверждает источник «Ъ» в одной из местных рекламных компаний. По оценкам дистрибуторов алкогольной продукции, опрошенных «Ъ», за год рекламной акции магазин может в среднем заработать около 1-1,5 млн руб. «Это нормальная практика, когда в контракты с поставщиками алкоголя вносится договоренность о заблаговременной компенсации судебных издержек компаниям, размещающим рекламу. Даже если компенсационный случай не наступил и реклама размещалась без инцидентов, «рекламоносители» получают эту сумму. Фактически финансовую ответственность берет на себя поставщик алкоголя, учитывая судебные риски», – отметила менеджер по стратегическому планированию Soldis Communications Марина Гаськова.// «Коммерсант-Урал»outdoor.ru |