26.09.2008

Производители "Советского шампанского" пожаловались Путину на хозяина "Путинки"

 Решение ФКП "Союзплодоимпорт" привлечь компанию "Винэксим" (производитель водки "Путинка") для ребрендинга марки "Советское шампанское" обернулось скандалом, пишет "Коммерсант".

В конце августа главы компаний, производящих и продающих в России "Советское шампанское" по лицензии федерального казенного предприятия (ФКП) "Союзплодоимпорт", написали письмо премьер-министру Путину. Дело в том, что незадолго до этого ФКП передало лицензию на товарный знак "Советское" рекламному агентству "Кауфман продакшн" (принадлежит компании "Винэксим") - для рестайлинга бренда. Авторам письма нынешнее положение марки на рынке (доля в первом полугодии 2008 года - более 50%, по их собственной версии, и 26,1% - "Бизнес Аналитики") кажется "вполне нормальным". Реальная цель "Союзплодоимпорта", подозревают производители, "передать компании "Винэксим" право единого дистрибутора "Советского шампанского"", "монополизировать сбыт в рамках одной компании без согласования с производителями продукции".

В числе подписавшихся - Московский комбинат шампанских вин, "Исток", "Игристые вина" и РИСП. Производитель, попросивший об анонимности, рассказал, что до сих пор не может продлить лицензию на "Советское", хотя обратился в ФКП еще в конце августа: "Мы получили требование предоставить немыслимое количество бумаг для оценки эффективности нашей работы. Они ищут предлог, чтобы не продлевать контракт".

Права на марку "Советское шампанское" "Союзплодоимпорт" получил в 2004 году. Его лицензиаты выплачивают роялти (по оценкам, от 2 до 5 рублей за бутылку). По данным Росстата, в 2007 году было произведено 21,6 миллиона дал игристых вин, из них почти 8,5 миллиона дал - "Советского".

Компании утверждают, что тратились на продвижение государственного бренда: их совокупные траты на рекламу марки с 2004-го по 2008 год составили 52 миллиона рублей. По данным авторов письма, "Советское" показывает ежегодный рост продаж в 10-20%. Но, по данным "Бизнес Аналитики", доля марки сократилась с 43,8% в 2005 году до 26,1% в первой половине 2008 года, хотя емкость самого рынка игристых вин за этот период выросла с 20,5 до 25,5 миллиона дал.

По словам главы "Союзплодоимпорта" Владимира Логинова, ФКП недовольно работой лицензиатов: марка недостаточно рекламируется, а некоторые еще и задерживают выплаты роялти. У "Союзплодоимпорта" и "Винэксима" уже был опыт сотрудничества по ребрендингу водочной марки "Столичная", закончившийся тем, что последнему были переданы права на производство и продажу "обслуживаемого" бренда.

Лицензиаты "Союзплодоимпорта" предлагают Владимиру Путину обязать ФКП передать марку "Советское шампанское" в управление учрежденного ими в 2007 году некоммерческого партнерства "Производители шампанских вин". Как известно, премьер уже дал поручение ведомствам подготовить документы, лишающие "Союзплодоимпорт" "права использования и распоряжения государственными товарными марками".