Парижские тайны. Как экономический кризис заставил французов изменить любимой национальной кухне
|
Дороговизна выгнала французских гурманов на улицу.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН |
Экономические трудности ударили французов по самому больному месту – по желудку. Если испокон веков они любили вкусно поесть и возводили еду в культ, то сейчас вынуждены экономить на всем. Парижские газеты бьют тревогу: многолетняя традиция в обеденный перерыв посещать кафе и рестораны все больше уступает место «перекусам» принесенными из дома бутербродами. Более того, если раньше французы ходили в рестораны развлекаться и общаться, то сейчас, как правило, предпочитают банально насыщаться. Берут меню, внимательно изучают цены и только после этого начинают читать названия блюд...
Если еще пару лет назад столики во всех мало-мальски приличных заведениях парижского общепита были заняты уже к 12.30 (в это время жители французской столицы традиционно приступают к обеду), а опоздавшим оставалось ждать очереди или наперекор всем традициям давиться сендвичем на рабочем месте, то теперь все иначе. Уровень банкротств среди знаменитых ресторанов в этом году достиг космических высот.
Страховая компания Euler Hermes провела серьезное исследование ресторанного бизнеса страны и опубликовала его результаты в столичной Figaro. Статистика показывает, что только за первую половину этого года во Франции закрылось около трех тысяч заведений общепита. Из них 1782 – традиционные рестораны (в основном маленькие и средние), по которым рост банкротств составил 25% по сравнению с прошлым годом; 530 – заведения фаст-фуда (рост банкротств – 19%) и 610 – кафе и бары (рост банкротств – 56%). «Следует иметь в виду, что это только прямые банкротства, – пояснила в своих комментариях Мари-Кристин Шмитт, один из авторов этой публикации. – Многие рестораны отказываются от семидневной рабочей недели и закрываются раньше. Немало рестораторов продают свой бизнес».
Затем в СМИ выступил вице-президент профсоюза владельцев гостиниц и ресторанов Даниэль Делеваль. По его словам, «число посетителей ресторанов с начала этого года упало на 20%, и ни о каком улучшении ситуации пока не может быть и речи».
Известный исследователь французского ресторанного бизнеса, создатель популярного блога Simon-Says Франсуа Симон приводит несколько причин нынешнего кризиса. Во-первых, это изменение менталитета, выражающееся в том, что, несмотря на все насмешки над американцами, фаст-фуд стал для многих французов неотъемлемой нормой жизни. Достаточно сказать, что в одном только Париже уже более 60 «Макдоналдсов». В меню крупной сети стейк-хаусов Chez Hippopotamus сейчас десять разных видов гамбургеров, тогда как еще полгода назад был всего один.
Во-вторых, по общепиту сильно ударил запрет на курение в барах и ресторанах, вступивший в силу 1 февраля 2008 года. Многие клиенты предпочитают «бездымному» обеду в ресторанах домашнюю свободу, где можно покурить и посмотреть телевизор.
Еще один фактор – падение курса доллара и укрепление евро. Число туристов из США, Великобритании и Японии резко сократилось, а те, что приезжают, тратят на знакомство со знаменитой французской кухней намного меньше, чем раньше. Причем снижение (более чем на 10%) наблюдается не только в Париже и других крупных городах, но и на Ривьере, излюбленном месте отдыха иностранцев.
Но главная причина всех бед – это, конечно, финансовые трудности самих французов. С падением покупательной способности подавляющего большинства семей, вызванным подорожанием продовольствия, походы в кафе и рестораны становятся для многих непозволительной роскошью. «Экономический кризис после строительства и недвижимости особенно сильно затронул ресторанный бизнес. Люди экономят на аперитивах, кофе, десертах и всем остальном. Кому-то переход посетителей с минеральной воды на обычную, из крана, покажется мелочью, для рестораторов же это почти катастрофа», – уверен Франсуа Симон.
Те, кто бывал в Париже, знают – раньше в кафе и ресторанах к главному блюду всегда заказывали бутылку вина и кофе с десертом. Cейчас в большинстве случаев – лишь простую воду. Да и вообще рестораторам приходится идти на разные хитрости. Например, в парижском ресторане Aux Lyonnais официанты по распоряжению владельца, известного повара Алена Дюкасса, предупреждают посетителей, что при заказе лишь одного главного блюда увеличивается время его приготовления. Так, парижане живо обсуждают ранее просто немыслимый случай, произошедший недавно в столичном ресторане Au Quincy. Хозяин указал на дверь двум парам, которые заказали лишь по главному блюду. «А мне на что жить?» – в сердцах объяснил он свой поступок удивленным и обиженным клиентам.
Владельцы кафе, ресторанов и баров просят правительство выполнить обещание и убедить ЕС разрешить Франции снизить налог на добавленную стоимость для их заведений. Жак Ширак еще шесть лет назад обещал уменьшить его с 19,6 до 5,5%. Николя Саркози принял эстафету, но пока все его усилия блокируются Германией, которая боится, что немецкие рестораторы выдвинут аналогичные требования.
СЕРГЕЙ ЛАВИНОВ
Новые Известия
|