Рост российского рынка товаров повседневного спроса составил 15%: Исследование NielsenРоссияне меняют покупательские стратегииРеакция покупателей на рост цен сильно различается в разных категориях Рост цен на товары повседневного спроса заставил россиян всерьез задуматься о том, как и на что они тратят свои семейные бюджеты. Практичный подход покупателей к наполнению своей потребительской корзины ударил по целому ряду базовых категорий каждодневного потребления, и особенно по молочным продуктам. Однако этот тренд пока не распространяется на "сладкое" и "горькое", - даже в неспокойные времена финансовых штормов, россияне не могут отказать себе в удовольствии покупать премиальные чай, кондитерские изделия или алкоголь. Забота о здоровье, экономия денег и времени, удобство и практичность - с одной стороны и декадентское стремление к удовольствиям и роскоши, премиумизация продовольственных и непродовольственных категорий потребительских товаров - с другой. Таковы ключевые тенденции российского рынка товаров повседневного спроса в России, который в 2008 году вырос на 15% в стоимостном выражении, - сообщает Nielsen. В ходе масштабного исследования FMCG-рынка, проведенного компанией Nielsen в городах России с населением свыше 10 тыс. человек за период с середины 2007 г. по середину 2008 года , были изучены розничные продажи в ключевых сегментах рынка товаров повседневного спроса, включая упакованные продукты питания, безалкогольные и алкогольные напитки, сигареты, корма для животных, бытовая химия, средства персонального ухода. Самым быстрорастущим сегментом стал рынок кормов для животных (+33% в стоимостном выражении ). Рынок упакованных продовольственных товаров - самый крупный сегмент, на который приходится свыше 60% продаж товаров повседневного спроса, - вырос на 17%. Прирост во втором по объемам сегменте - сигаретах - составил 10%. "По сравнению с Центральной и Восточной Европой российский потребительский рынок находится в привилегированном положении. Россия в числе рынков с самым высоким уровнем потребительского доверия. Что неудивительно: высокие темпы роста потребительских доходов в предыдущие годы и нефтяные деньги в государственном стабфонде оставляют россиянам надежду на то, что экономика страны выстоит в глобальном финансовом кризисе", - говорит Леннарт Бенгтссон, Президент Nielsen EEMEA . Рис. 1 Изменение индекса потребительского доверия в России за период 1 половина 2005-1 половина 2008 года. Данные онлайн исследования Nielsen. "Россия по-прежнему является одной из самых быстрорастущих экономик мира, и рост потребления является важным стимулом для развития национальной экономики. В 2008 году только на товары повседневного спроса - продукты питания, напитки, бытовую химию, средства персонального ухода, сигареты и корма для животных - россияне потратили на 15% больше", - говорит Михалис Кристу, Региональный директор Nielsen в Северо- Восточной Европе. "Однако нарастание экономической нестабильности может привести к замедлению темпов роста рынка к концу 2008 и в начале 2009 года. И изменения уже заметны. Россия в числе стран с самыми высокими темпами роста продовольственной инфляции в Европе. Рост цен заставил россиян изменить свое покупательское поведение при пополнении своей корзины каждодневных товаров. Для ритейлеров и для производителей товаров повседневного спроса сложившаяся ситуация может нести как и угрозы, так и новые возможности - для роста", - отмечает Михалис Кристу. "Несомненно инфляция серьезно сказалась на динамике продаж в денежном выражении. Чтобы снизить ее влияние на семейные бюджеты россияне уменьшают объем и ассортимент своей потребительской корзины и переключаются на другие розничные каналы. При этом темпы продовольственной инфляции серьезно различаются от категории к категории", - говорит Дуайт Уотсон, Генеральный директор "Nielsen Россия". Лишь в пяти из 15 самых быстро растущих категорий рынка упакованных продуктов питания продажи которых выросли на 17% (без учета напитков), прирост категории в стоимостном выражении вызван инфляцией. И все они относятся к молочному сегменту: творог, плавленый сыр, масло и маргарин, молоко, сливки. Рынок свежих молочных продуктов больше других сегментов продовольственного рынка пострадал от роста цен. Инфляция только подстегнула долговременную тенденцию на сокращение потребления молочных продуктов в России (Рис. 2). В стоимостном выражении сегмента вырос на 18%, в то время как продажи в натуральном выражении "просели" на 8%. И снижение объемов в натуральном выражении наблюдается практически во всех категориях. Исключением стали лишь питьевые йогурты, продажи сохранили положительную динамику в натуральном выражении, а в стоимостном выражении выросли на 30%. Здесь правили бал те бренды, которым удалось оседлать потребительский тренд на здоровое питание и уход за собой. Рис. 2 Рост цен и изменение розничных продаж в натуральном выражении в отдельных категориях продовольственного рынка. Данные аудита розничных продаж Nielsen в городах России с населением свыше 10 тыс. человек за период август-сентябрь 2007-июнь-июль 2008 по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Жители городской России стали больше внимания уделять здоровому питанию и своей физической форме. Рост "здоровых" сегментов значительно превышает рост самих категорий. Наиболее яркими примерами этой тенденции являются высокая динамика инновационных молочных продуктов, сухих завтраков и минеральной воды. Так, рост розничных продаж негазированной минеральной воды составил 25% в денежном выражении и на 8% в натуральном, в то время как вся категория выросла лишь на 13% и 1% соответственно. А категория Сухие завтраки - продукты, которые позиционируются как товары для здорового питания (shape-management), - за полтора года выросли на 100%. Еще одна важная тенденция, которая обеспечила рост рынка упакованных продовольственных товаров и в целом товаров повседневного спроса в денежном выражении, - примиумизация. Ее влияние сказалось на розничных продажах шоколадных и мучных кондитерские изделий, спиртных напитков. В целом рост продаж премиальных товаров может быть стимулирован разными факторами - как стремлением потребителей к высококачественным продуктам / ингредиентам, так и желанием побаловать себя. Так, в шоколадных изделиях на долю премиального ценового сегмента приходится уже порядка 40% в денежном выражении; в растворимом кофе - более 65%; в водке - 26%; в пиве - 22%. Непродовольственный сектор российского рынка товаров повседневного спроса развивался в соответствии со схожими тенденциями, что и продовольственный. Современный потребитель испытывает острую нехватку времени и потребность в продуктах, которые делают жизнь проще. Наиболее заметными трендами на рынках бытовой химии и средств персонального ухода, совокупные розничные продажи которых выросли на 15% за период исследования, стали удобство, здоровье и красота. Семь из одиннадцати категорий товаров бытовой химии росли быстрее рынка (+16% по стоимости за период исследования), и они не самые маленькие. На долю стиральных порошков приходится порядка 53% продаж в стоимостном выражении. При этом рост составил 14%, стимулом которого являлись инновации. Вторая по объемам категория - Кондиционеры для белья, рост розничных продаж которых составил 18%. А самыми быстрорастущими категориями рынка бытовой химии стали туалетные блоки (+53%) - рост обеспечили варианты, которые предложили потребителям дополнительное удобство; средства для автоматических посудомоечных машин (+40%), продажи которых росли за счет инноваций и более дорогого сегмента; смягчители для воды (+38%) - за счет увеличения объемов упаковки (апсайзинг). В целом рост объемов упаковки говорит о том, что потребители стремятся покупать большие объемы, чтобы в конечном итоге экономить. Наиболее ярко такое поведение проявляется в каналах современной торговли (супер- и гипермаркетах). В отличие от рынка бытовой химии, на рынке средств персонального ухода заметно влияние частных марок. По данным исследования Nielsen, рынок средств персонального ухода вырос на 15%. Самыми быстрорастущими стали категории Детские влажные салфетки (+54% по стоимости) и Жидкое мыло - 31%. Рост обеих обеспечен в том числе и развитием частных марок с категории. На третьем месте по темпам роста - Детские подгузники (+30%), где стимулом для роста стал апсайзинг упаковки. Прорывом года на рынке средств персонального ухода стал мужской сегмент. Российские мужчины стали больше внимания уделять своей внешности и уходу за собой. Рост "мужских" сегментов крупнейших категорий впечатляет: шампуней - на 65% по стоимости; дезодорантов - на 17%; гелей для душа +58%. Влияние роста цен в непродовольственных категориях на объемы продаж в физическом выражении не столь значительно, как в продовольственной сфере. *** Результаты исследования рынка FMCG были впервые представлены на конференции "Consumer 360" - ежегодном мероприятии Nielsen для топ-менеджеров розничных сетей и компаний производителей товаров повседневного спроса. В этом году в работе конференции приняли участие более 200 делегатов. Темы ключевых докладов: - Потребительские тенденции в Восточной Европе. Новые факты и тренды - Модель 2009 года - "4P": Price, Price, Price, Price… - Глобальные и российские тенденции развития розничной торговли - Прогнозирование развития розничных каналов - Где у покупателя кнопка? Модели покупательского поведения - Обзор российского FMCG-рынка - Прогнозирование потенциала нового продукта - Как интернет изменит роль маркетологов, - сегодня и завтра - За 10 лет - от упадка до стабильного роста. Что ждет Россию впереди? |