29.10.2008

Допустим ли обман страховой компании?

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) представляет результаты исследования, посвященные отношению населения к мошенничеству в страховании.

В августе – октябре 2008 года НАФИ совместно с компанией OMI проводило онлайн исследование, посвященное отношению населения к мошенничеству в страховании. Было опрошено 2266 пользователей сети Интернет. Аналогичные вопросы специалисты НАФИ задавали в ходе оффлайн исследования в сентябре 2007 года.

Считают допустимым обман страховой компании путем завышения суммы ущерба или заявления об ущербе, которого не было - треть опрошенных пользователей сети Интернет (35%). Вместе с тем, допуская эту возможность, почти каждый второй среди опрошенных пользователей Интернет (46%), считает это преступлением. В оффлайн исследовании доля таких респондентов несколько меньше – 28% и 36% соответственно. (табл.1-2). Хотя следует отметить, что каждый четвертый участник оффлайн опроса вообще затруднился ответить на этот вопрос (среди опрошенных онлайн таковых значительно меньше). Это вызвано тем, что пользователи сети Интернет отличаются большей финансовой активностью, о чем нами говорилось уже в предыдущих пресс-выпусках.

Обман страховой компании не является преступлением для 42% опрошенных пользователей сети Интернет и 38% участников оффлайн опроса. Много это или мало? В качестве информации к размышлению можно привести тот факт, что невозврат банковских кредитов, по данным опроса НАФИ, проведенного в мае 2008г., не считают преступлением 15% участников оффлайн опроса.

Каковы же причины, по которым люди оправдывают такой обман по отношению к страховым компаниям? Как следует из данных опросов, основных причин – две. Во-первых, обман страховых компаний со стороны клиентов является ответом на то лукавство, которое сами страховые компании, по мнению опрошенных, допускают по отношению к ним. Так считает каждый пятый респондент и в онлайн, и в оффлайн опросах. Во-вторых, высокий размер страховых взносов является важным аргументом в пользу того, что обман страховых компаний не является преступлением. Так считают 13% опрошенных пользователей сети Интернет и 15% участников оффлайн опроса. При этом рейтинг причин, по которым люди считают, что обман страховых компаний не является преступлением, не меняется в зависимости от выборки. Это свидетельствует о том, что эти причины действительно являются первостепенными. (табл.2)

Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Допустимо ли при получении выплаты от страховой компании завысить сумму ущерба выше реального, или заявить об ущербе, которого на самом деле не было?», % респондентов

 

Онлайн опрос

Оффлайн опрос

Допустимо

8

8

Отчасти допустимо

27

20

Скорее не допустимо

28

21

Не допустимо

30

26

Затрудняюсь ответить

7

25

Таблица 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как вы считаете, завышение суммы ущерба выше реального, или заявление об ущербе, которого на самом деле не было, является преступлением или нет? Если нет, то почему?», % респондентов

 

Онлайн опрос

Оффлайн опрос

Нет, так как страховые компании сами обманывают клиентов

21

19

Нет, так как приходится платить за страхование слишком много

13

15

Нет, так как в Уголовном кодексе нет такого преступления

11

8

Нет, потому что страхование является дополнительным налогом

7

6

Да, это преступление

46

36

Затрудняюсь ответить

15

27

* Сумма ответов превышает 100%, так как вопрос предполагал несколько вариантов ответа