Кто есть кто на рынке интернет рекламы УкраиныРейтинг интернет медиа агентств. Уточненный прогноз интернет медиа рынка 2008![]() Результаты исследования оказались довольно неожиданными (во всяком случае для исполнительной дирекции ВРК). При этом сюрпризы имели как отрицательный, так и положительный окрас. Традиционно при составлении своих рейтингов (например, креативных агентств по ревенью или медиа агентств и медиа групп в соответствии с их биллингами) ВРК использует метод экспертного опроса. При этом экспертами в данном случае выступили руководители интернет агентств, которые заявили биллинги своих компаний, перечислили клиентов и по-возможности оценили обороты других игроков, а также руководители ряда основных интернет-площадок/ресурсов и некоторые представители клиентов (в их роли выступили как непосредственно маркетинг-менеджеры, так и руководители медиа агентств "широкой специализации"). К сожалению, ВРК не удалось составить полноценный рейтинг медиа агентств, присвоив свой персональный ранк каждому из них. Потенциально самый "прозрачный" медиа носитель пока в Украине таковым не является (ниже мы перечислим несколько тезисов, подтверждающих это утверждение). Поэтому основным результатом исследования можно считать две таблицы. В одной по алфавиту расположены медиа агентства и перечислены их основные клиенты. Это не рейтинг, но тем не менее таблица крайне полезна, ибо с ее помощью все желающие могут получить представление об основных рекламодателях на интернет рынке и их распределении между агентствами. Во второй таблице все агентства отранжированы по трем группам в соответствии с их предполагаемыми оборотами, а также указаны суммарные обороты группы агентств. Условно, группы трех ранков можно считать рейтингом. Важно заметить, что при оценке оборотов медиа агентств во второй таблице ВРК не включала "чистые" продажи каких-либо ресурсов на эксклюзивных условиях (иными словами, пыталась не смешать в одну корзину сейлз хауз и медиа агентство). При получении цифр опрашиваемые агентства уверяли ВРК, что медиа и продажи они разделили. ВРК ничего не оставалось как верить. Прежде чем перейти непосредственно к полученному ранкингу и цифрам, перечислим характеристики, которыми на взгляд дирекции ВРК характеризуется сегодняшний рынок интернет рекламы: - Практически все медиа агентства слабо осведомлены о состоянии дел у своих конкурентов. При этом агентства склонны преувеличивать свои биллинги и явно преуменьшать медийные возможности коллег по цеху. /В принципе, в том, что агентства "сверхоптимистичны" по отношению к себе и наоборот "сверхскептичны" к конкурентам нет ничего особенного. С такими вещами ВРК сталкивалась и при составлении других своих рейтингов. Но в случае с интернет рынком все принимает гипертрофированные и утрированные формы. Для специалистов интернет-рынка характерна чрезмерная безапеляционность собственных оценок, что имеет даже слегка комический эффект при интегрировании их ответов исследователем/. - Есть ощущение (назовем это так, чтобы не нарваться на судебные иски), что какая-то часть клиентских бюджетов не доходит до интернет площадок. Что, возможно, свидетельствует о наличии коррумпированных (откатных) схем. Причем на значительные суммы (конечно, все познается в сравнении - "значительными" суммы можно назвать, учитывая объем интернет рынка). Повторим, это не утверждение, а неприятное ощущение. Если это так, то игроки рынка поступают явно недальновидно, не думая про светлое завтра. - В отличие от "больших" медиа агентств, каждое из которых в большинстве своем имеет полноценный годовой контракт с тем или иным клиентом, их интернет медиа братья одновременно обслуживают одних и тех же клиентов, причем в рамках даже одного медиа сезона. Также гораздо чаще, чем в офф-лайн рынке, медиа агентства пользуются услугами друг друга. В связи с этим ряд клиентских бюджетов дублируется, что сильно затрудняет оценку интернет медиа рынка в целом, с одной стороны, и расстановку игроков - с другой. - Исследование показало, что предыдущие оценки объемов интернет рынка от ВРК, не учитывали некоторых показателей, а именно: рекламных бюджетов, которые расходуются на десятки, если не сотни мелких сайтов, каждый из которых не представляет особого интереса в виду малых медиа оборотов, но суммарный показатель небольших ресурсов вполне приличен и уже сравним с очень крупной площадкой или даже парой таковых. Кроме того, в предыдущие годы мы упускали из виду объемы рекламы, которые направлялись на не украинские ресурсы (например, одноклассники, мейл ру и т.д.).
Итак, вот алфавитный список украинских интернет медиа агентств, руководители которых согласились огласить список своих основных клиентов.
В следующей таблице все интернет агентства распределены на три группы, в соответствии с их оценочными медиа биллингами в 2008 году. Цифры указаны без налогов.
Таким образом, Всеукраинская рекламная коалиция уточняет свой прогноз рынка интернет рекламы в 2008 году, объем которого составит 21 миллион долларов, без учета налогов.
Максим Лазебник www.sostav.ua |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||