14.11.2008

Ставки сделаны

Американские финансовые власти в отличие от российских решили поддержать потребителей

Без кредитов гражданам будет плохо,
а банкам – просто не выжить.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Вчера министр финансов США Генри Полсон скорректировал свой собственный «план спасения». Он решил направить оставшуюся часть из выделенных конгрессом 700 млрд. долларов на поддержку потребителей. В России, напротив, вновь подняли ставку рефинансирования, что неизбежно скажется на стоимости займов. Эксперты предупреждают: замедление потребительского кредитования не нужно ни россиянам, ни банкам.

Американский минфин скорректировал первоначальную идею «плана спасения», согласно которому государство должно выкупать «плохие» ипотечные активы банков. Оставшиеся от первой порции денег 60 млрд. долларов теперь пойдут, прежде всего, на поддержку американских потребителей. Вторая порция (350 млрд.), если согласится конгресс, будет потрачена так же. Власти стремятся повысить доступность кредитов для студентов, покупателей машин, владельцев кредитных карт и домовладельцев.

Министр финансов Генри Полсон объяснил это решение тем, что покупка у банков активов, связанных с ипотекой, не самый эффективный способ использовать средства программы. Банки, по его задумке, должны получать деньги напрямую, чтобы не задирать ставки по кредитам. Тем более что рынок потребительских финансов в США сейчас находится в состоянии стресса, а выдача кредитов практически остановилась. «Неликвидность в этом секторе повышает стоимость и сокращает доступность кредитов. Это ложится тяжелым грузом на американцев и уменьшает число рабочих мест в нашей экономике», – заявил он.

Тем временем Россия идет по совершенно иному пути спасения. Центробанк поднял все ключевые ставки, в том числе ставку рефинансирования, на 1%. С начала года она выросла уже на 2%. Эксперты предупреждают: это приведет к удорожанию межбанковских кредитов и автоматически увеличивает кредитные ставки для граждан. «Сейчас в стране потребительское кредитование серьезно замедлилось. Все потому, что ЦБ проводит такую политику в борьбе с кризисом. Уже в сентябре мы зафиксировали сильное замедление роста кредитования физических лиц. Это сузило рынок, и потенциальные заемщики охладели к идее брать кредит», – рассказал «НИ» ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков.

По его словам, в IV квартале 2008 года и I квартале 2009-го доходы среднего класса, особенно специалистов, занятых в строительном и банковском секторах, сильно похудеют. В такой ситуации повышение ставок по кредитам – «очень тонкий вопрос для банков». «Максимум, на что они могут пойти сейчас, – это повысить ставки на 1–1,5%. Но банки будут очень осторожны с этим решением, ведь замедление темпов роста потребительского кредитования может нанести серьезный удар по ним самим», – пояснил экономист.

ЕЛЕНА ЗИБРОВА

Новые Известия