Рынок потребления растворимого кофе в КазахстанеВ наше время мало кто представляет себе утро без чашки горячего ароматного кофе, дарящий ощущение бодрости и прилив жизненных сил. Сегодня он прочно вошел в нашу жизнь. Но так было не всегда. Когда-то кофе был редким, дорогим, экзотическим напитком, и даже название его родилось не сразу. Что касается родины кофе, то на этот счет споров не возникало: ей является Эфиопия. Здесь кофейные деревья росли издавна. За время правления и окончательного изгнания эфиопов с территории Аравийского полуострова, арабы переняли многое из самобытной и богатой культуры завоевателей, в том числе и привычку, употреблять кофе. Арабы добавляли в него различные пряности, такие как имбирь и корицу. Для того чтобы придать напитку нежный и изысканный вкус, его смешивали с молоком. Появившись в Европе примерно 300 лет назад, этот напиток очень быстро завоевал всеобщее признание. Что же касается кофе растворимого, то его относят к одним из главных изобретений человечества в ХХ столетии. Впервые растворимый кофе был изготовлен американским химиком японского происхождения Сатори Като. Первые промышленные образцы быстрорастворимого напитка появились в продаже в 1909 году. Американцы, в свою очередь, не сразу оценили по достоинству кофе в таком виде. Людей, покупающих растворимый кофе, поначалу даже принято было считать ленивыми и не экономными. Сегодня, все больше людей отдают предпочтение именно растворимому кофе. По данным исследования Media Marketing Index1 (сентябрь 2007 года), проводимого компанией TNS GALLUP MEDIA ASIA, в 2007г. число потребителей растворимого кофе составило 64,7% от всего населения Казахстана в возрасте 15 лет и старше (см. Диаграмма 1). Диаграмма 1: Потребление растворимого кофе в Казахстане 1 По данным MMI 2007 - опрос проводился в 20 городах Казахстана с населением 100 тыс. и более, среди людей в возрасте от 15 лет и старше. Объем выборки составил 3000 респондентов. По результатам исследование, тип потребителей растворимого кофе делится на: активных, умеренных и пассивных. Среди потребителей наиболее чаще встречается тип активных потребителей растворимого кофе (см. таблицу 1). Таблица 1: Частота потребления и типы потребителей растворимого кофе
При анализе степени знания марок растворимого кофе, представленных на рынке Казахстана видно, что лидером является марка Nescafe (90,4%). А замыкает пятерку лидеров марка Maccoffee 3 in 1 (48,3%). Аналогичная картина наблюдается и при рассмотрении потребления марок растворимого кофе (см. Диаграмму 2). Диаграмма 2: Наиболее популярные марки растворимого кофе среди жителей Казахстана
Как правило, популярность марок растворимого кофе зависит от рекламных компаний, проводимых в различных видах СМИ. Поэтому такой высокий процент знания и потребления, марки Nescafe не случайность, так как на рекламу этого кофе за 2008 год в общей сложности было потрачено 3 337 159$. (см. таблицу 2). Таблица 2: Распределение рекламного бюджета по видам СМИ2.
2 Расходы на размещение рекламы приводятся в соответствии с официальными прайс-листами, без учета скидок и льгот. Хотя растворимый кофе не имеет такой древней истории, как кофе в зернах, все же ему удалось стать неотъемлемой частью современной жизни. К тому же, потребляемый в разумных количествах кофе, безусловно, полезен: он стимулирует деятельность нервной системы и системы кровообращения, вызывает ощущение бодрости, прилива сил, снимает головные боли. TNS-GLOBAL.KZ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||