03.12.2008
Ромир

Россияне будут "затягивать пояса"

Треть россиян отказались от запланированных крупных покупок

В конце ноября текущего года исследовательский холдинг «Ромир» в ходе онлайн-опроса поинтересовался у россиян от каких крупных покупок, запланированных на осень 2008-го года, им пришлось отказаться. В опросе приняли участие 1500 человек, в том числе около 350 человек, имеющих высокий уровень дохода (более 25 тысяч рублей в месяц на каждого члена семьи). Три четверти участников исследования моложе 35 лет (но старше 18). Доля мужчин в выборке составляет 55%. Структура выборки полностью соответствует портрету российской интернет аудитории. Российские интернет-пользователи являются наиболее активной частью потребителей товаров длительного пользования и дорогих услуг. Они молоды, активны, имеют относительно высокие доходы и образование, проживают преимущественно в крупных городах.

Прежде всего, стоит отметить, что более четверти участников опроса (27%) не планировали никаких крупных покупок на осень этого года. Соответственно, и отказываться им было не от чего. И, что характерно, этот процент не зависит ни от пола, ни от возраста, ни от профессионального статуса, ни даже от дохода. Т.е. отсутствие планов по крупным покупкам – это скорее поведенческая, психографическая характеристика респондента.

Четверть опрошенных (24%) в целом (треть тех, у кого были планы по совершению крупных покупок) не стали отказываться от запланированных приобретений. Среди низкодоходной категории граждан (менее 10 тысяч рублей на каждого члена семьи) только 16% смогли реализовать свои планы по покупкам, среди высокодоходной группы (более 25 тысяч рублей на человека) – в два раза больше – 32%.

Половина участников исследования (49%), а это две трети из тех, кто имел намерение совершить крупную покупку заявили, что они отказались от какого-то планировавшегося крупного приобретения.

Диаграмма Ромир

«Отказались ли Вы, или члены Вашей семьи от каких-то крупных покупок, запланированных на осень 2008-го года?»

Из приведенной диаграммы видно, что 16% опрошенных отказались от запланированного на осень 2008 года ремонта в своих квартирах (замены окон или дверей), 13% перенесли на более поздний срок приобретение нового автомобиля, 11% не стали приобретать крупную бытовую технику, такое же количество респондентов (11%) отказались от покупки дорогой одежды, типа шубы и ровно столько же людей (11%) не купили мебель, каждый десятый (10%) отложил туристическую поездку, 9% не стали покупать новый компьютер, ноутбук, принтер, сканер и т.п. технику, а 4% опрошенных отказались от запланированной покупки ювелирных украшений. Здесь надо заметить, что покупка ювелирных украшений, особенно не очень дорогих, достаточно часто является незапланированной, спонтанной покупкой.

Результаты исследования комментирует Член Совета директоров «Ромир», Президент Гильдии Маркетологов Игорь Березин: «Полученные данные не следует воспринимать линейно, как прямое свидетельство сокращения спроса в два раза, и более в течение осени 2008-го года. Скорее, речь может идти об изменении в настроениях наиболее активной части потребителей, о психологической реакции на кризис в экономике страны. Реальные итоги осени в плане продаж товаров длительного пользования, скорее всего, будут положительными: рост по сравнению с осенью 2007-го года на 8-13%. Это конечно не прошлогодний бум с ростом на 25-35%, но все же очень даже высокий показатель. А вот перелом в настроениях потребителей, зафиксированный в ходе проведения исследования, скажется на реальных результатах продаж в период новогодних и рождественских каникул и по итогам первого квартала 2009-го года».

www.romir.ru