Индекс губной помады
Французы сегодня готовы жертвовать всем, кроме хорошего макияжа и отдыха в горах
|
Предновогодний Париж не навевает никаких мыслей о кризисе |
Франция готовится к встрече «кризисного» Рождества. Парижане охотно говорят о переменах, порой довольно забавных, в собственном потребительском поведении. В эти дни выросли продажи пива и мясных консервов. Зато упала посещаемость фитнес-центров, растаяли очереди на пластические операции. Подтяжки кожи, выпрямление носа и удаление подкожного жира отложены до следующего сезона. Но от отдыха французы отказаться не могут: горнолыжные курорты в Альпах и на Пиренеях заполнены практически на 70–90%.
Владелец группы парфюмерно-косметических фирм Estee Lauder Леонард Лаудер вывел когда-то «индекс губной помады». По его мнению, во времена кризисов резко возрастают продажи именно этого средства макияжа: когда с деньгами на обновление гардероба возникают трудности, желание быть привлекательными у женщин не исчезает, и им приходится удовлетворять его «малыми средствами». А покупку помады может позволить себе любая француженка, что бы вокруг ни происходило. Мой вопрос, работает ли сегодня эта теория, продавец магазина «Марионно» в городе Лилль встретил со смехом: «Пока не очень, зато коллеги, напротив, заговорили об «индексе чулок и колготок». Что ж, время вносит коррективы, и появляются другие индексы.
В гипермаркете «Ашан» в предместье Лилля предпраздничная торговля идет вовсю. Редко к кассе подруливает тележка, не наполненная с горкой. Голос по трансляции считает минуты до момента, когда «наши очаровательные девушки» в четырнадцатом ряду прекратят добавлять к двум купленным упаковкам фуа-гра еще одну бесплатную. Акция проводится только в течение часа. Спешите!
В людском водовороте лилльского «Ашана» среди французской речи часто слышно фламандскую. Консультант отдела вин Арно подтвердил корреспонденту «НИ», что покупателей из Бельгии стало больше. Они и раньше ездили во французские гипермаркеты, выстроенные вдоль границы. Здесь дешевле минеральная вода, свежая рыба и морепродукты, больше выбор вин и сыров по привлекательным ценам. Но прежде лень было ради мелкой выгоды тратить лишний час и лишние литры бензина. Теперь приезжают не только из приграничного Кортрейка, но из Гента и даже Брюсселя.
Для парижан уикенд совпал с первыми отъездами на рождественские и новогодние каникулы. Железнодорожники французской столицы насчитали за пятницу 140 тыс. пассажиров на Лионском вокзале и 122 тыс. на Монпарнасе. На первую неделю отпусков они прогнозируют отъезд 1,3 млн. человек. Около 3,5 млн. пассажиров готовы «пропустить» через себя до 4 января аэропорты Шарль-де-Голль и Орли.
Отдыхом французы жертвуют в последнюю очередь. Может быть, это привычка, может быть, традиция или национальный характер. По последним опросам, 12% населения страны намерены непременно куда-нибудь уехать на Рождество и Новый год. Главное направление – горнолыжные станции в Альпах, Пиренеях, Вогезах, на Центральном массиве. Там, по данным Национальной обсерватории «Ски-Франс-Оди-Франс», заполняемость уже 70–90%. Надеяться на скидки нереально, предупреждает Пьер Бальм, мэр курорта Дез-Альп. «Для нас кризис – это когда нет снега», – заявил он. Зато на 20% меньше по сравнению с прошлым годом продано туров на зимний пляжный отдых. Отказ от них – примета кризиса. Вдруг популярными стали туры в Исландию, по которой финансовые неурядицы ударили так сильно, что страна, всегда считавшаяся дороговатой для туризма, зовет отдохнуть с небывалыми скидками.
А вот ресторанный бизнес доходы теряет. Если гостиницу и лыжный сервис не удешевить, остается экономить на еде. Хозяин старинного ресторана «Швенди» в эльзасском Кольмаре, где довелось заночевать корреспонденту «НИ», сокрушался: гости игнорируют аперитивы, заказывают вина попроще, редко берут десерт. По подсчетам ассоциаций рестораторов Эльзаса, посещаемость их заведений сократилась на 15–30%. Выиграли сети быстрого питания типа «Макдоналдс» и «Куик», а также рестораны «высокой гаммы», где даже комплексное меню стоит 45–95 евро, и куда средний француз ходит три раза в год по торжественным случаям.
Вести с предприятий и биржевых площадок свидетельствуют, что Франция переживает кризис, как и другие европейские страны, хотя по формальным техническим критериям еще не вошла в рецессию. «Кризис нас не обошел, – признал на слушаниях в Национальном собрании президент монополии «Электрисите де Франс» (ЭДФ) Пьер Гадонне. – Мы видим спад потребления в промышленности, но пока не в бытовой сфере». Он назвал среди наиболее проблемных автомобильную, металлургическую и строительную индустрию. Там – остановки производства, сокращение штатов.
Для рядового гражданина кризис имеет и утешительную сторону: снизилась инфляция, подешевели бензин и дизельное топливо, природный газ и мазут, то есть проезд, тепло и горячая вода. По этой причине средний француз не так уж много потерял и даже напротив – повысил покупательную способность. Но все равно расходы притормаживаются. Замену машины откладывают до весны, а покупку одежды и обуви – до зимних распродаж, которые по решению правительства начнутся во Франции 7 января. Основания для осторожности есть. Национальный институт статистики предсказывает сокращение 147 тыс. рабочих мест во втором полугодии 2008 года и еще 169 тыс. в следующем. Судя по данным опросов, боязнь потерять работу усиливается с каждой неделей. Она заняла первое место среди страхов французов, оставив далеко позади замораживание пенсий и снижение покупательной способности.
АЛЕКСАНДР МИНЕЕВ, Париж–Лилль-Кольмар
Новые Известия
|