Кризисный прагматизм
Из разговора, подслушанного в кафе:
«Что у нас сегодня? Все еще кризис? Тогда спасибо, десерта не нужно». По данным онлайн исследования, проведенного Optimum Media OMD Group, 66% москвичей уверены, что кризис только начался и самое страшное еще впереди. Несмотря на то, что дело не дошло пока до массового роста спроса на соль и спички, эти данные демонстрируют четко наметившийся тренд изменения покупательского поведения потребителей. Пессимизму или скорее реализму 66% от числа опрошенных противостоит сдержанно оптимистичная уверенность почти четверти респондентов (23%) в том, что пик кризиса миновал и вскоре ситуация улучшится. Четко выраженное снижение индекса потребительской уверенности иллюстрирует этот тренд как нельзя лучше. Большинство потребителей стремится найти новые способы сэкономить средства, что находит немедленное выражение в списке покупок и затрат. За последние четыре месяца – с ноября по март – значительно возросло число потребителей, начавших обращаться со своими средствами более осторожно – с 21 до 47%. Вместе с тем, количество людей, решивших воздержаться от каких-либо трат вообще, существенно сократилось. Противоречия в этом нет, а логика понятна – более 45% респондентов ожидают ухудшения финансовой ситуации в 2009 году и стремятся вложить средства наиболее разумным способом, чтобы не остаться у разбитого корыта. Данные опроса показывают, что наиболее заметным для потребителей фактором кризиса является резкий рост цен – его отметили более 88% опрошенных. От 15 до 40% респондентов столкнулись с сокращением уровня дохода. Характерно и то, что третьим наиболее часто упоминаемым фактором является необходимость поиска новой работы. Рост цен с одной стороны и сокращение уровня дохода с другой не могли не привести к существенным изменениями в потребительском поведении. За четыре месяца количество потребителей, не изменивших свои покупательские привычки вовсе, сократилось на 18% – с 58 до 40%. Наиболее заметное отражение эта тенденция нашла в категории Одежда/Обувь. Люди стремятся тратить меньше, либо переходить на более дешевые бренды. Некоторые категории в целом стали востребованы гораздо реже, вплоть до полного отказа от покупок. Наиболее ярким примером здесь являются поставщики финансовых услуг и спутниковое телевидение. Безусловно, при сохраняющихся общих тенденциях к снижению и более взвешенным тратам, по категориям изменения распределились неравномерно. Так, в категории товаров первой необходимости (продукты питания, косметика, товары для дома) предсказуемо большое число потребителей не изменили своих привычек – почти 50%. Те же, кто изменил состав своей корзины, склонны покупать более дешевые марки (20-30%), тратить меньше в целом, ограничиваясь лишь самым необходимым. Любопытно отметить, что такие категории, как: безалкогольные напитки, пиво и алкоголь, а также рестораны быстрого питания, являются лидерами потребительской тенденции покупать меньше, но сохранять верность привычным брендам и маркам. Вполне закономерно, что в более дорогих категориях товаров – таких как: автомобили, ювелирные украшения и путешествия, значительно возросло число людей, предпочитающих на время отложить покупку в принципе. Рост цен и снижение уровня дохода отразилось и в медиа потреблении. Значительно увеличилось количество пользователей, предпочитающих скачать фильм из интернета, нежели потратить деньги на билет в кино. Доля интернета и телевидения в принципе возросла на фоне снижения интереса к платным медиа в целом. Любопытно, что и время, проводимое за компьютерными играми, существенно сократилось – очевидно, что потребители в настоящий момент склонны уделять больше внимания проблемам реальной жизни, нежели уничтожению инопланетных монстров. «Паники нет», – отмечает директор по исследованиям Optimum Media OMD Group Ирина Едемская. «Мы наблюдаем вполне объяснимую и в достаточной степени ожидаемую реакцию на кризис. В памяти еще свеж опыт 98 года, однако за десять лет уровень финансовой осведомленности потребителей также не остался неизменным. Люди в большей степени склонны принимать тщательно взвешенные, логически оправданные решения в противовес спонтанности. Эта тенденция отчетливо видна в изменении покупательских предпочтений». Optimum Media OMD Group – на российском рынке с 1992г.; занимает 2-е место на российском рынке по объему закупок по данным RECMA. Optimum Media OMD Group –структура, получившая наибольшее количество наград в России, завоевавшая признание на таких фестивалях как Cannes Media Lions, Golden Hammer, Международные Фестивали Рекламы в Киеве и в Москве. Услуги, предоставляемые Optimum Media OMD Group представляют оптимальное сочетание оригинальных методик и инструментов глобальной сети OMD и глубоких знаний специфики российского рынка. Среди клиентов Optimum Media OMD Group: Henkel Group, McDonald’s, PepsiCo, Sony Pictures, МегаФон, Visa, Пивоваренная компания Балтика, и многие другие. |