25.03.2009

Выбраться из колеи проблем

Правительство Германии дотирует утилизацию старых и покупку новых автомобилей

В начале этой недели канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что на преодоление последствий нынешнего экономического кризиса стране потребуется 10 лет. Рост безработицы, достигшей 8,5%, замораживание жилищного строительства, спад производства – все это не внушает оптимизма. Но интересно, что в то время как одни граждане ФРГ экономят буквально на всем, других, например, автолюбителей, охватил ажиотажный спрос: на сегодня продажи новых машин достигли самого высокого за десять последних лет уровня.

Покупатели стоят в очередях к непривыкшим работать в таком напряженном режиме автосалонам. Корреспондент «НИ» задала вопрос молодой паре – Ренате и Лутцу Штро, только что оформившим кредит на новенький Opel Meriva, насколько выгодна для них эта сделка. «Не просто выгодна, это как выигрыш в лотерею. У нас была старенькая корейская Kia, вся разваливалась. За нее и 100 евро никто бы не дал. Даже чтобы просто сдать ее на свалку, нам потребовалось бы заплатить за утилизацию как минимум 50 евро. А тут вдруг такая замечательная новость – правительственная премия!»

В Германии сейчас проводится общенациональная антикризисная акция, суть которой заключается в том, чтобы вручить автомобилистам, владеющим машинами старше девяти лет, денежные премии в размере 2,5 тыс. евро на утилизацию старого транспортного средства и приобретение нового. Кроме того, Opel предоставляет покупателям, выбравшим автомобиль этой марки, еще и скидку в 15%. В случае с супругами Штро это еще 1,7 тыс. евро. В целом у них получилось больше 5 тыс. экономии.

В феврале продажи новых автомобилей всех немецких производителей оказались самыми высокими за последнее десятилетие. Заказы на новые автомобили подскочили на 63% после январского падения на 13%. Всего германский автопром рассчитывает в результате антикризисной акции правительства выпустить 600 тыс. новых машин.

Это, как говорится, несомненный плюс. Главным же минусом нынешнего кризиса можно назвать чувство страха, охватившее многих немцев, столь непривычное для жителей в недавнем прошлом одной из самых благополучных и стабильных стран Старого Света. Страха перед дороговизной и угрозой потерять работу. По этой причине и без того экономные немцы стали экономить еще больше. Так, в последнем квартале минувшего года среднестатистический гражданин ФРГ откладывал «на черный день» 190 евро в месяц. Это на 60 евро больше, чем прошлым летом.

«На чем вы стараетесь сейчас больше, чем когда- либо, сэкономить?» – поинтересовалась я у покупательницы магазина Lidl. Пожилая благообразная дама складывала продукты в тележку, тщательно сверяясь с заранее написанным списочком необходимых на сегодня покупок. Ответ был неожиданным, если учесть, что наш диалог проходил в продуктовом магазине: «На отоплении и электроэнергии, ведь цены на них неуклонно растут. А вместо введения льготного тарифа для таких, как я, получателей государственных пособий чиновники будто в насмешку предлагают нам бесплатные консультации по энергосбережению», – посетовала моя новая знакомая.

Сохранение рабочих мест – в условиях кризиса едва ли не главная задача правительства. Ведь в феврале в ФРГ было зарегистрировано 3 млн. 552 тыс. безработных. По сравнению с предыдущим месяцем этот показатель увеличился на 63 тыс. человек. Безработица, в свою очередь, толкает граждан на всевозможные уловки и нарушения. Так, опрос, проведенный социологической службой TNS-Emnid, показал: в среднем каждое третье домашнее хозяйство в стране использовало услуги нелегалов. Как выяснилось, главными нарушителями стали пенсионеры, которые часто нанимают помощников, не оформляя никаких документов. Их не останавливают ни грозящие штрафы, ни отсутствие каких бы то ни было юридических гарантий.

С приближением лета проявляется еще одна печальная тенденция. Жители Германии все чаще предпочитают проводить отпуска в собственной стране, и по прогнозам экспертов, за ближайшие пару лет доля любителей отдохнуть на родине возрастет с нынешних 30 до 40%. Это означает, что немцы, традиционно являвшиеся «чемпионами мира по туризму», явно уступят в этом году пальму первенства. По данным статистического ведомства ФРГ, цены на авиабилеты за последние месяцы в среднем увеличились почти на 11%. Когда я пришла в турагентство Kraft, традиционно специализирующееся на поездках в Россию, Казахстан и на Украину, там было, мягко говоря, не многолюдно. Туроператор Мария Фальк печально констатировала: «Может, ближе к июню наши пассажиры раскачаются, и хотя бы ностальгия заставит их махнуть рукой на финансовые трудности, но пока число заказов на авиабилеты чуть ли не вдвое меньше прошлогоднего».

АДЕЛЬ КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

Новые Известия