Москвичи экономят, но пока не готовы отказываться от привычекКомпания Ipsos Russia представила результаты исследования покупательского поведения, проведенного в апреле2009 г. Презентация прошли в рамках конференции «Больше качественных продуктов!» в отеле Marriott Courtyard Hotel. Негативные ожидания В целом, ожидания москвичей в отношении ближайшего «экономического» будущего достаточно негативны. Одним из главных факторов, сформировавших негативный фон, стал рост цен на продукты питания и товары первой необходимости: 89% заметили, что продукты очень подорожали за последние 2-3 месяца. 62% пытаются экономить на ежедневных покупках. Вместе с тем данные исследований дают основание полагать что индикатором «сильного подорожания» для значительной части москвичей является скорее увеличение общей суммы расходов и восприятие того, что «все стало дорого», нежели цены на конкретные товары: 52% признались, что не знают цен на конкретные продукты, которые они обычно покупают. При этом большинство москвичей с удовольствием будут покупать свои привычные марки по более выгодной цене, но пока не готовы отказаться от товаров привычного качества из соображений экономии (88%). С таким восприятием подорожания связаны и стратегии экономии, которые использовали или пытались использовать москвичи в последние 2-3 месяца. Жестко ограничить сумму затрат на один поход в магазин Такой способ контроля расходов применяют 31% москвичей, причем практически половина их тех, кто пользуется этим способом сейчас, стали применять его только в последние 2-3 месяца, как способ экономии. При этом 11% даже стали отказываться от набранного товара на кассе, если обнаружили, что превысили запланированный лимит расходов. Найти магазин подешевле 27% москвичей, так или иначе, сменили «репертуар» посещаемых магазинов за последние 2-3 месяца (стали чаще ходить в магазины, куда раньше заглядывали редко или вовсе сменили места покупок). Одним из ведущих факторов такого изменения стал поиск более дешевых магазинов: При этом магазины, которые стали чаще посещать по причине выгодных цен – это, чаще всего, гипермаркеты (Ашан), магазины-дискаунтеры (Пятерочка, Копейка ). Однако, при анализе смены покупательского «репертуара» нельзя недооценивать других факторов, таких как открытие новых магазинов в более удобных для покупателей местах. Сократить потребление каких-либо продуктов или даже отказаться от них совсем Таким способом пытаются экономить 27% московских покупателей. Как правило, это товары не необходимые, а что-то «для себя», что раньше просто бросали в корзину, не задумываясь. Обращать больше внимания на скидки, специальные цены и другие предложения от магазинов 50% покупателей заранее обращают особое внимание в магазинах на товары со скидкой или специальные предложения. Но у большинства из тех, кто придерживается такой стратегии выбора, она сложилась достаточно давно и не является реакцией на нынешнюю экономическую ситуацию. В то же время, количество покупателей, взявших с полки одну марку, а потом поменявших ее, потому что увидели другую со скидкой, значительно выросло именно в последние 2-3 месяца (с 23 до 36%). Перейти на более дешевые марки – о такой стратегии экономии заявили 18% опрошенных. Безусловно, покупатели применяют и другие способы контроля над расходами и поиска более выгодных покупок (составление точного списка покупок заранее, покупка товара большими упаковками и т.д.), но большинство из тех, кто применяет эти стратегии, говорили о том, что они делали так всегда. Многие производители и ритейлеры уловили настроения покупателей и уже сделали своим покупателям «антикризисные предложения». Но, как показало исследование, коммуникация, напоминающая про кризис, часто вызывает раздражение: · 81% согласились с тем, что им неприятны постоянные упоминания кризиса в рекламе · 55% полагают, что кризис в значительной степени раздут из-за постоянных разговоров о нем При общей позитивной реакции на скидки и акции, специальные предложения, сформулированные с позиции «антикризиса» работают хуже, чем традиционные объявления о скидках с указанием четкого % снижения цены (даже если цена и не снижена именно на такую величину). Об исследовании Исследование проводилось в апреле 2009 в 2 этапа: личные интервью с покупателями на выходе из магазинов (качественное исследование – построение гипотез), а также 440 online интервью с покупателями, ответственными за покупки в семье. |