ФАС разработала правила взаимоотношений РЖД и его частных клиентовФедеральная антимонопольная служба разработала правила недискриминационного доступа к железнодорожным перевозкам и инфраструктуре железнодорожного транспорта, сообщает "Интерфакс".Согласно проекту постановления правительства, владельцы инфраструктуры и перевозчики не вправе отказать пользователям и потребителям в оказании услуг. Обязанность доказывания отсутствия такой возможности лежит на монополии. Монополия в обязательном порядке должна заключать договоры с пользователями услуг, при этом существенные условия договоров должны быть одинаковыми для всех пользователей. Кроме того, монополия должна постоянно информировать потребителей о пропускной способности объектов инфраструктуры, в том числе с детализацией по направлениям, предполагаемой схеме и графику использования объектов инфраструктуры. При отсутствии возможности полного удовлетворения спроса всех пользователей, РЖД обязана обеспечить оказание услуг согласно очередности. Первыми в очереди должны стоять перевозки, осуществляемые для восстановления движения поездов и тушения пожаров, затем (в порядке приоритетности) воинские перевозки, перевозки пассажиров в международном сообщении, перевозки пассажиров в пределах РФ в дальнем следовании, в пригородном сообщении, перевозки багажа, специальные перевозки, перевозки грузов. При обращении нескольких пользователей рассмотрение осуществляется субъектом регулирования на конкурсной основе. При этом монополия обязана вести реестр поступивших заявок. Перечень технологических условий, при которых монополия может отказать в допуске к инфраструктуре, утверждается Минтрансом РФ по согласованию с ФАС. Если документ будет принят, РЖД придется существенно перестроить работу с клиентами и раскрывать на сайте по требованию клиентов значительную часть внутренней информации. ФАС и сейчас предписывает РЖД раскрывать сведения об очередности доступа, чтобы клиенты могли планировать перевозки заранее, говорит "Ведомостям" начальник управления службы Алексей Сушкевич, но важно, чтобы это требование было закреплено в постановлении правительства. Безосновательные отказы в доступе могут грозить оборотным штрафом в 1-15% выручки РЖД на рынке определенных услуг. Размер санкций сейчас обсуждается, говорит Сушкевич: наказывать всю компанию за единичные отказы нелогично, возможно, будет введена персональная административная ответственность сотрудников. Представители крупных компаний-перевозчиков - группы "Илим", НЛМК, "Мечела" - от официальных комментариев "Ведомостям" отказались. Их сотрудники говорят, что предложения ФАС выглядят позитивно, но "нужно разбираться". "Как была нехватка вагонов на определенных направлениях, так и будет", - пессимистичен менеджер одной из компаний: вне зависимости от конкурсов возить будут те же самые компании. |