08.05.2009

Один квартал перечеркнул успехи десятилетия

Доходы российского рекламного рынка обвалились на 30%

Фото – Даниил Овчинников
Фото – Даниил Овчинников
Российский рекламный рынок проиграл войну с кризисом. Доходы почти всех сегментов индустрии упали в I квартале более чем на 30%. Объемы рекламного рынка сокращаются впервые с 1998 года. Впереди – летнее затишье, считают основные отраслевые игроки. По их мнению, оживления следует ждать не раньше осени.

Сразу четыре основных сегмента рекламного рынка – телевидение, пресса, наружная реклама и радио – столкнулись со значительным сокращением доходов в I квартале текущего года. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года, сокращение объемов здесь составило порядка 20-40% в рублевом выражении.

Телевидение

Падение рынка телерекламы, по предварительным оценкам крупнейших медиаселлеров ("Видео Интернешнл", "Газпром-Медиа"), составило около 20%. «Сегодня можно говорить о снижении рынка на 20% в рублевом выражении», - подтвердил Sostav.ru директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл» (ВИ) Сергей Веселов. По данным эксперта, в настоящий момент тенденция к улучшению ситуации на рынке телерекламы отсутствует.

«По нашим ощущениям продолжается медленное сползание, но в любой момент оно может остановится или пойти резко вниз», - говорит господин Веселов. Во II квартале аналитический центр ВИ прогнозирует падение на уровне 22% или «около того».

Пресса

Пресса «просела» сильнее. Директор по маркетинговым исследованиям издательского дома Hachette Filipacchi Shkulev Георгий Микаберидзе назвал Sostav.ru цифру «-34%», добавив, что с этой оценкой уже согласились в Гильдии издателей периодической печати (ГИПП). Сильнее всего, по оценке эксперта, сократились доходы рекламных изданий (-51%).

«Во втором квартале рынок упадет еще больше, - предположил господин Микаберидзе. – Летом многие традиционные для прессы рекламодатели замораживают свои бюджеты, поэтому мы ожидаем сезонного затишья».

Радио

Радийный рынок, раньше других вошедший в рецессию, продолжил падение в I квартале текущего года. По данным «Русской Медиагруппы» (РМГ), снижение доходов компании в январе-феврале составило 35%, однако, к концу марта замедлилось. «Падение рекламного радиорынка в 2009 году составит 30-40%», - рассказал Sostav.ru генеральный директор РМГ Сергей Кожевников.

В Европейской медиагруппе (ЕМГ, сейлз-хаус «Медиа Плюс»)  конкретных цифр не называют, предлагая дождаться консолидированных данных Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Совет экспертов Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), по итогам заседания которого АКАР делает свою оценку, в конце апреля не смог прийти к единому мнению.

Интернет

Консолидированные доходы сегмента онлайн-рекламы практически не поддаются подсчету. Крупнейшие площадки, такие как «Рамблер», «Яндекс» и «Одноклассники» не комментируют рост выручки. В Mail.ru I квартал оценивают более чем успешно. По предварительным результатам, рост доходов ресурса составил 40%.

Генеральный директор Mail.ru Дмитрий Гришин отметил Sostav.ru, что по итогам года онлайн-реклама покажет динамику «не меньше 20%». «Наша оценка появится, скорее всего, по итогам полугодия, - предположила в беседе с Sostav.ru представитель «Рамблера» Марина Анисимова. – Этому способствуют два фактора: смена руководства компании и непонятная ситуация на рынке».

Наружная реклама

Согласно оценкам «ЭСПАР-Аналитик» и оператора News Outdoor, в I квартале 2009 года объем отрасли сократился на 38% и составил 6,2 миллиардов рублей.

В разрезе регионов России, где оценивался рынок наружной рекламы, Москва показала самые плохие результаты. Доходы отрасли в столице, где сосредоточено около половины объема рынка «наружки», упали на 45,8%, а коммерческая загрузка сократилась почти до 40%. Годом раньше, средняя заполняемость щитов была на уровне - приблизительно 60%.

Эксперты ожидают падения рынка наружной рекламы в первом полугодии 2009 года на 35%-40% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Дмитрий Захаркин, Sostav.ru

Сегмент

Прирост объемов

(в рублях) I кв. 2009 к I кв. 2008

Телевидение

-20%

Пресса

-34%

Радио

-35%

Интернет

н/д

Наружная реклама

-38,4%