25.05.2009

В 2008 году Россия поставила мировой рекорд по росту расходов на PR

Международная Ассоциация Компаний Консультантов в области связей с общественностью (ICCO) опубликовала исследование тенденций на мировых рынках PR в 2008 году.

Исследование охватывает 28 стран Европы, Ближнего Востока, Африки, Азии, Северной и Южной Америки и Австралии, говорится в пресс-релизе ICCO. Эта организация оценивает динамику доходов рынка PR-услуг, измеряемую в совокупных гонорарах агентств, входящих в состав ассоциаций - ее членов.

В 2008 году средний рост на международных рынках, упомянутых в исследовании, составил 8,5% (по сравнению с 14%, зарегистрированными в 2007 году). Самые большие в мире рынки консалтинговых услуг - США и Великобритания - в 2007 году показали прирост в 12% и 17% соответственно. Несмотря на финансовый кризис, они продолжают расти: в 2008 году PR-индустрия в США выросла на 4%, а в Великобритании - 7%, что опережает рост ВВП в этих странах.

В 2007 году лидером роста мировой PR-индустрии стала Турция, где рост составил 27% по сравнению с 2006 годом. По результатам 2008 года эта страна показала 12% прирост, в то время как в России был зарегистрирован беспрецедентный рост в 33%. Таким образом, в 2008 году Россия стала мировым лидером по темпам роста совокупных гонораров агентств, говорится в исследовании ICCO.

Позитивные показатели объясняются в том числе увеличением бюджетов на PR за счет смежных маркетинговых дисциплин, в первую очередь, рекламы. Изменения на мировых финансовых рынках привели к перераспределению акцентов в связях с общественностью. Сегодня самым перспективным видом PR, безусловно, являются кризисные коммуникации. Растет интерес к цифровым СМИ и другим новым видам медиа. Устойчивые позиции занимают также внешние связи, внутрикорпоративные коммуникации и здравоохранение. Наименее востребованными видами PR в нынешних условиях специалисты считают организацию специальных мероприятий (они признаны бесперспективными в настоящее время в 41% стран) и финансовые коммуникации (в 32% стран).

Если рассматривать различные отрасли экономики, то связи с общественностью наиболее быстро развиваются в сфере энергетики. Если в 2006 году исследование регистрировало интерес к этой отрасли всего в 14% стран, то в 2008 году в ней крайне заинтересованы PR-специалисты 45% стран. Все больше внимания привлекает сфера IT и телекоммуникаций (в 50% стран), стабильные позиции удерживает здравоохранение (в 36% стран). Самое резкое падение в рейтинге "перспективности использования PR" переживает сектор банковских и финансовых услуг - в 2007 году он был одним из приоритетных в 55% стран, в то время как в 2008 интерес к ним наблюдается только в одной стране.

Данные исследования ICCO коррелируют с оценкой состояния индустрии в России со стороны АКОС, отмечает Елена Фадеева, председатель АКОС, генеральный директор агентства Fleishman-Hillard Vanguard. По ее данным, рост PR-рынка (совокупные бюджеты компаний на PR в России) в 2008 году составил 43% (до 2,5 миллиарда долларов), рынка PR-услуг (включая гонорары агентств и накладные расходы третьих сторон) 25% (до 1 миллиарда долларов). В 2009 году, по прогнозам АКОС, произойдет падение до уровня 2007 года, а именно: рынка PR на 28% (до 1,8 миллиарда долларов), а рынка PR-услуг - на 30% (до 0,7 миллиарда долларов)".