23.06.2009

Перекусим - тачки смажем, тачки смажем - перекусим

Российский рынок снеков

ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПАНИИ EUROMONITOR INTERNATIONAL

Снеки всегда пользовались популярностью у российских потребителей. Несмотря на традицию трехразового питания, россияне предпочитают перекусывать в течение рабочего дня и после него, на отдыхе и во время общения с другими людьми. Хотя расходы среднего потребителя на упакованную снековую продукцию в России существенно ниже по сравнению с другими восточноевропейскими странами, темпы роста потребления этой продукции выражаются двузначными цифрами во всех подсегментах рынка. Подушевой расход на сладкие и питательные снеки: фруктовые снеки, картофельные чипсы/криспы, кукурузные чипсы, экструдированные снеки, попкорн, соленые крендельки, орешки и другие – в 2008 году практически утроился по сравнению с 2003-м, достигнув 534 рублей в год. В России, так же как в Белоруссии, Румынии и на Украине, рост рынка сладких и питательных снеков превысил 12% в год в натуральном выражении.


ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА
Хотя тренд здорового образа жизни находит все большее распространение во всем мире, снеки с пониженным содержанием соли и жира еще недостаточно широко представлены на российском рынке. Однако российские производители начинают уделять больше внимания категории «здоровых» снеков. Так, в октябре 2008 года в школах была запрещена продажа чипсов/криспов, газированных напитков и продуктов питания, содержащих искусственные красители, благодаря чему открылась ниша для более полезных альтернатив – таких, как орехи и сухофрукты.
По данным Euromonitor International, в ближайшее время рынок сладких и питательных снеков будет наполняться более здоровыми альтернативами. Производители сфокусируются на потребностях подростков и тех, кто следит за своим весом. Например, ожидается, что в течение ближайших пяти лет категория фруктовых снеков будет расти примерно на 14% в год в стоимостном выражении.
Также следует ожидать появления новых вкусов в других сегментах рынка. Интерес российских потребителей к этническим кухням подтолкнул производителей к выпуску новых разновидностей чипсов и криспов: «мексиканских», «японских», «итальянских», «китайских». Российские любители пива проявляют интерес к новым экзотическим снекам из рыбы и морепродуктов. В ответ на появление спроса производители приступили к выпуску снеков из сушеной рыбы и морепродуктов – таких, как соленые или сушеные осьминоги, кальмары, креветки, угорь. Однако стоимость такой продукции выше, чем у традиционных снеков, поэтому задачей ритейлеров является обеспечение потребительского доверия к высокому качеству продукции.


АНАЛИЗ ПО КАТЕГОРИЯМ
По данным Euromonitor International, в 2008 году продажи снековой продукции в России достигли почти $ 3 млрд, что составило львиную долю продаж на восточноевропейском рынке сладких и питательных снеков.
Абсолютным лидером российского рынка снеков является категория чипсов/криспов*, причем прогнозируется, что в ближайшие 5 лет она вырастет более чем на 100% в стоимостном выражении. В 2008 году доля этого сегмента в натуральном выражении составила 43% (рис. 1).

ris.1

Также значительные доли в натуральном выражении приходились на сегменты орехов и экструдированных снеков – соответственно 8 и 7%.
Сегмент фруктовых снеков, которые завоевывают все большую популярность среди приверженцев здорового образа жизни, в прошлом году занимал 4% рынка в натуральном выражении. По данным Euromonitor International, в период с 2008-го по 2013 год продажи этой продукции в стоимостном выражении будут ежегодно расти на 14%.
Экструдированные снеки, крендельки и попкорн не могут соперничать по популярности с чипсами и фруктовыми снеками. Тем не менее ожидается некоторый рост этих категорий в стоимостном выражении – не более чем на 6% в год.
Категория «прочие снеки»**, которая пока недостаточно развита в Европе, играет значимую роль на российском рынке, поскольку она включает такие популярные у россиян продукты, как крекеры, семечки и снеки из морепродуктов. По оценкам аналитиков, именно сегменты семечек и снеков из морепродуктов обеспечили рост рынка в 2008 году – каждая из этих категорий выросла более чем на 5% в объемных показателях. Семена подсолнечника – недорогая альтернатива для потребителей среднего класса, особенно с учетом того, что рынок предлагает большое разнообразие объемов упаковки и цен. Жареные и сырые семечки, как очищенные, так и в кожуре, продаются практически на всех крупных открытых рынках.
Последние исследования показали, что финансовый кризис не оказал существенного влияния на рынок снеков. В частности, при выборе чипсов цена остается важным, но не доминирующим фактором. Для потребителей по-прежнему более важен вкус снеков. Однако в период экономического спада все-таки будет наблюдаться спрос на более дешевые альтернативы.


ИГРОКИ РЫНКА
Говоря о российском рынке сладких и питательных снеков, следует отметить, что в последнее время наибольшую долю продаж в стоимостном выражении контролировала PepsiCo Inc. (ТМ Lay’s, Ruffles, Walkers). Компания успешно конкурирует с отечественными производителями, предлагая высококачественную продукцию по вполне разумным ценам. Cреди российских производителей лидерство с 2003 года удерживает компания «Сибирский берег» (г. Новосибирск, ТМ Fan, «Чипсоны»).
Для повышения конкурентоспособности во время экономического спада отечественные производители обратились к выпуску продукции под частными марками для розничных сетей – эта категория является хорошей альтернативой для группы потребителей со средним уровнем дохода. Учитывая склонность россиян больше доверять хорошо известным брендам, для завоевания рынка новинкам потребуется некоторое время. Переориентация покупателей на более дешевые продукты и бренды будет наблюдаться еще в течение ближайших нескольких лет. Тем не менее большинство производителей премиальной продукции сумеют сохранить или даже увеличить свои рыночные доли.


ПРОГНОЗЫ
Потребление питательных снеков в значительной степени зависит от спроса на алкогольные напитки. Несмотря на то, что Россия возглавляет мировой рейтинг по потреблению водки – 12 литров в год на душу населения, – усиливается тенденция переключения россиян на менее крепкие напитки. Во многих ситуациях потребления покупатели все чаще отдают предпочтение пиву и вину, а не крепким спиртным напиткам. В западных странах слабоалкогольные напитки чаще всего потребляют вместе с солеными крендельками, орехами и чипсами, и эта традиция отлично прижилась в Восточной Европе, в том числе и в России. В период с 2008-го по 2012 год сегменты вина и слабоалкогольных напитков будут медленно расти в стоимостном выражении (рис. 2).

ris.2

В то же время на рынке крепкого алкоголя будет наблюдаться спад. В ближайшие годы западноевропейская культура потребления будет оказывать сильнейшее влияние на развитие рынка питательных снеков в России.
Российский рынок сладких и питательных снеков обладает серьезным потенциалом роста. Естественно, во время экономического спада рост рынка замедлится, но положительная динамика сохранится. По оценке экспертов Euromonitor International, возрождение российской экономики после кризиса начнется в конце 2009 года. В целом, ВВП в этом году составит около -2%, и только в 2010 году можно ожидать роста на 2-3%. По прогнозам, в 2010 году темпы роста рынка увеличатся.

* К этой категории относятся чипсы/криспы из картофеля, сладкого картофеля и других овощей, например моркови. Значительную долю в этом сегменте занимает продукция, выпускаемая под частными марками. Следует отметить, что снеки ТМ Pringles (Procter & Gamble) отнесены к категории экструдированных, так как они представляют собой восстановленный из картофеля продукт.

** К прочим снекам относят семечки (например, семена подсолнуха), горох, смеси орехов и фруктов (орехи и фрукты с добавлением шоколада, мюсли, семян, зерен, цукатов), морские водоросли, рыбные снеки, свиные шкурки, немолочное желе в стаканчиках.

Статью подготовили специалисты компании Euromonitor International

FOODMARKET